Естественное вскармливание ребенка — путь к здоровью

питание, первый год жизни ребенка

Естественное вскармливание детей

Рациональное питание – один из основных факторов, влияющих на здоровье ребенка, обеспечивающих своевременное  и нормальное созревание морфологических структур и функций различных органов и тканей, гармоничное физическое и нервно-психическое развитие, устойчивость к инфекциям и неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Наиболее важную роль питание играет в обеспечении здоровья детей первого года жизни.

В основе современной организации рационального питания детей, лежат следующие принципы:

— достаточное поступление нутриентов, обеспечивающих потребности ребенка в энергии и основных компонентах (белках, жирах, углеводах, минералах, микроэлементах, витаминах);

— мультикомпонентная сбалансированность питания: разнообразие компонентов питания в необходимом соотношении;

— физиологическая адекватность питания: максимальная степень соответствия количества и качества пищи физиологическим  возможностям ребенка;

— нутриентное предобеспечение должно предшествовать и сопровождать все процессы роста и развития организма ребенка;

— незаменимость грудного вскармливания на ранних этапах развития ребенка.

Конечно, оптимальным, физиологически адекватным питанием для детей первого года жизни является грудное вскармливание.

Материнское молоко – «золотой стандарт» адекватного питания – обеспечивает ребенка комплексом необходимых пищевых веществ. При этом состав женского молока строго соответствует физиологическим и метаболическим особенностям ребенка, он трансформируется на протяжении лактации, обеспечивая меняющиеся потребности ребенка.

Молоко матери – источник большого количества биологически активных соединений и защитных факторов (таурин, гормоны, ферменты, нуклеотиды, иммуноглобулины, факторы роста и дифференцировки  тканей и др.), обеспечивающих регуляцию процессов роста и развития, тканевой дифференцировки, высокий уровень иммунологической защиты, снижение риска развития пищевой сенсибилизации.

Грудное вскармливание обеспечивает защиту от повреждающего действия избыточного поступления нутриентов, формирование адекватной регуляции пищевого поведения. Работа мышечного аппарата ребенка, обеспечивающего сосание материнской груди, способствует формированию зубочелюстной системы и является одним из подготовительных этапов развития речи. При вскармливании грудью возникает тесный психо-эмоциональный контакт между матерью и ребенком, который существовал в период внутриутробного развития ребенка. Грудное вскармливание создает ребенку атмосферу защищенности, благоприятно влияющую на адаптационные возможности ребенка, формирование поведенческих реакций. В последующем происходит трансформация этого взаимодействия в устойчивую и независимую от кормления реакцию на мать.

Несомненно, благоприятное влияние грудного вскармливания и на организм женщины.

Вместе с тем в ряде случаев женское молоко может содержать и нежелательные компоненты. При употреблении алкоголя его концентрация в молоке почти такая же, как и в крови матери. При курении в молоке определяется бензопирен и другие концерогены.

Известно негативное влияние на ребенка многих лекарственных препаратов, поступающих с молоком матери.

питание первого года жизни, ребенок

Виды и режимы вскармливания детей первого года жизни

Выделяют три вида кормления:

  • естественное
  • смешанное
  • искусственное

Под естественным подразумевают такой вид вскармливания, когда ребенок первых 4,5-5 месяцев питается только женским молоком или его доля составляет не менее 80% в суточном объеме.

При смешанном вскармливании женское молоко составляет в объеме менее 80% и более 20% дополняется молочными смесями.

При искусственном вскармливании доля женского молока в общем объеме питания составляет менее 20%, либо ребенок получает только молочные смеси.

Периоды грудного вскармливания. Различают четыре периода грудного вскармливания.

  • Подготовительный период – формирование мотивации грудного вскармливания; активная подготовка к лактации во время беременности.
  • Период взаимной адаптации матери и ребенка:

а) начальный этап – от первого прикладывания до прилива молока (3-5 день);

б) переходный этап – формирование устойчивого ритма питания (с 3-5 дня до 1-2-го месяца).

  • Основной период – устойчивая лактация (с 1-2-го месяца до 5-6-го месяца).
  • Период прикормов – от введения основного прикорма до конца первого года жизни.

Кормление ребенка в период взаимной адаптации

Понимание уникальности грудного вскармливания легло в основу движения в его поддержки. Согласно декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ «Охрана, поощрение и поддержка практики грудного вскармливания» были сформулированы важные положения:

  • необходимо информировать всех беременных женщин о преимуществах грудного вскармливания и относительно приемов его поддержки;
  • способствовать тому, чтобы матери приступали к кормлению ребенка не позднее, чем через полчаса после его рождения;
  • обучать матерей технике грудного вскармливания, методам сохранения лактации в случае, если ребенок временно не находится рябом;
  • не давать новорожденному иной пищи и питья, кроме женского молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями;
  • практиковать совместное круглосуточное пребывание матери и ребенка в одной палате;
  • поощрять кормление грудью по требованию ребенка;
  • не давать детям, находящимся на грудном вскармливании, устройств, имитирующих материнскую грудь (пустышки, бутылочки).

Практика показывает, что наилучших результатов можно добиться только при наличии преемственности в работе женских консультаций, родильных домов и детских поликлиник. Женщина должна получать от медицинских работников весь комплекс рекомендаций и необходимую помощь в соответствии с периодом грудного вскармливания.

Длительность кормления

Длительность кормления индивидуальна для каждого ребенка, но обычно составляет 15-20 минут. Не следует прерывать кормление и отнимать у ребенка грудь, так как именно в конце кормления ребенок получает очень ценное «заднее» молоко.

При нехватке молока ребенку дают обе молочные железы: сначала одну и затем докармливают другой.

Кормление при обильной лактации

Если ребенок за кормление не опустошает грудь, то следующее кормление начинать надо именно с нее и лишь потом перейти на вторую. Ребенок получит как раннее, так и позднее молоко.

Сцеживание

Образование грудного молока – саморегулирующийся процесс, поэтому при наличии устойчивой лактации в сцеживании нет необходимости.

Сцеживание необходимо:

  • для стимуляции выработки молока;
  • для кормления больного, недоношенного, слабого ребенка, которому рекомендовано питание сцеженным молоком;
  • для сохранения лактации во время болезни матери;
  • для кормления ребенка в отсутствие матери;
  • при сильном наполнении груди, когда ребенку трудно захватить сосок.

Для сцеживания целесообразно использовать современные молокоотсосы, так как они обеспечивают эффективное и комфортное сцеживание.

При отсутствии возможности использовать молокоотсос применяют ручное сцеживание.

Детей, находящихся на грудном вскармливании, не рекомендуют докармливать или поить из бутылочки. Для этого используют мягкие ложечки, приспособления для кормления сцеженным молоком, — смарт-соски или обычные ложечки.

Сформулированы следующие принципы организации вскармливания ребенка после выписки из родильного дома:

  • оптимальной формой питания детей первых месяцев жизни является исключительно грудное вскармливание, осуществляемое через прикладывание ребенка к груди матери; возможным, но менее благоприятным, является вскармливание сцеженным материнским, пастеризованным донорским или банкированным женским молоком (в настоящее время в России не рекомендуется);
  • противопоказаниями к грудному вскармливанию считаются такие заболевания ребенка, как галактоземия, фенилкетонурия и болезнь «моча с запахом кленового сиропа»;
  • замедленный тип восстановления массы тела новорожденного не является основанием для дополнительного питания смесями, для искусственного вскармливания, дачи раствора глюкозы;
  • стул с частотой 6-7 раз в сутки при хорошем общем состоянии ребенка при исключительно грудном вскармливании не может считаться основанием для прекращения прикладывания к груди;
  • воспалительные заболевания грудной железы до возникновения показаний к их хирургическому лечению не являются показанием для прекращения грудного вскармливания или пастеризации молока;
  • единственным критерием достаточности грудного вскармливания являются здоровье, активность, положительное эмоциональное состояние ребенка при нарастающей весовой кривой;
  • качественная коррекция грудного вскармливания допустима в отношении витамина К в условиях родильного дома, витамина D, солей фтора и железа в последующие недели и месяцы жизни;
  • необходимо давать советы кормящей матери по ее рациону питания, уделяя особое внимание источникам витаминов и солей;
  • лактационные кризы или уменьшение объема секретируемого молока должны купироваться значительным увеличением частоты прикладывания, психологической поддержкой кормящей матери и, в ряде случаев, улучшением питания матери;
  • желательно сохранение исключительно грудного вскармливания до 4-6 месяцев;
  • тактика введения и выбора блюд прикорма должны быть ориентированы на сроки полного отлучения от груди около 1-1,5 лет и максимальный эмоциональный контакт матери и ребенка в часы кормления.

При этом акцент должен быть сделан на оптимизацию питания и режима кормящей женщины. Суточная калорийность рациона кормящей женщины увеличивается на 500 ккал и более. После введения в рацион ребенка продуктов прикорма потребность в энергии и нутриентах несколько снижается.

 

организация грудного вскармливания

 

Завершение грудного вскармливания происходит в конце первого года жизни ребенка. По мере введения прикорма и уменьшения числа прикладывания ребенка к груди наблюдается снижение лактации.

Сохранившееся после 1,5-2 лет кормление обеспечивает преимущественно психологическую связь между матерью и ребенком и может быть заменено частично адаптированными молочными смесями.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *