Особенности развития детей с 9-12 месяцев

дети от 9-12 месяцев

Дети ориентируются в окружающем, понимают речь взрослого, умеют действовать разнообразно с предметами и двигаться. Ребенок бодрствует 3-3,5 ч, спит днем 2 раза. Меняется ритм кормления. Дети проявляют самостоятельность в кормлении: держат чашку и пьют из нее, активны в купании, одевании, присаживании на горшок.

К 12 месяцам знают, где их горшок, приносят его, пытаются снять штаны. Все действия ребенка эмоционально окрашены. При взаимодействии с незнакомым взрослым реакция страха постепенно замещается новыми выражениями – робости, стеснения, любопытства. Ребенок жмется к матери, отворачивается, время от времени с любопытством поглядывая на новое лицо. Другая реакция – один из признаков отклонения от нормального развития.

Общение с ребенком поддерживается с помощью различных ярких предметов и игрушек, которым ребенок активно манипулирует. Реакция страха преодолевается ориентировочно-исследовательской деятельностью. Комплекс оживления закономерно исчезает. Из безусловных рефлексов сохраняется только сосательный, который тоже в значительной степени ослабевает.

Ведущим является развитие движений

В 9-10 месяцев дети еще много ползают, но уже на четвереньках. С 10 месяцев, когда ребенка держат за обе руки, он шагает вперед. Ходит от одного неподвижного предмета к другому, держась за неподвижную мебель рукой.

В 11 месяцев он уже самостоятельно стоит без опоры, сам встает, делает первые шаги (3-4 шага). После 11 месяцев ребенок начинает ходить сам.

Обычно к 12 месяцам ребенок ходит самостоятельно без опоры во всех направлениях, и это становится основным видом его деятельности. Главная помощь ребенку – руки взрослого. Не рекомендуется пользоваться тележкой, ходунками, вожжами и пр. – это пособия для больных детей. Для овладения ходьбой необходимы предпосылки: умение стоять, опираясь на всю ступню, понимание словесных советов, ориентировка в пространстве. Поэтому целесообразно стимулировать очень раннюю ходьбу. В 10,5-12 месяцев дети осваивают способность приседать без опоры. Реакция вставания из положения приседания появляется позже. Параллельно совершенствуется реакция равновесия.

Под влиянием понимаемой речи и подражания усложняются действия с предметами. Ребенок берет мелкие игрушки двумя пальцами, а большие — всей ладонью, показывает части тела (глаза, нос, уши), машет рукой, выполняет ладушки. У него начинают преобладать функции одной руки. В 10 месяцев ребенок овладевает новыми манипуляциями и начинает их выполнять по просьбе взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и одевает кольца на стержень). В 12 месяцев ребенок самостоятельно выполняет знакомые приемы с игрушками (катает, водит, кормит). И эти его умения приобретают устойчивый вид – ребенок стремится к цели и радуется полученным результатам.

развитие ребенка

Следующая ведущая линия – понимание речи

К 10 месяцам ребенок ориентируется в близком окружении. По просьбе взрослого он находит игрушку, выполняет поручения, которые может выполнить физически. К 12 месяцам ребенок понимает слово «нельзя», если оно произносится в соответствии с ситуацией. Понимает и реагирует на слова «плохо», «хорошо», «можно», «дай», «принеси», «найди». Таким образом вырабатывается одновременное сочетание слова с предметом и действием. Действия ребенка начинают регулироваться функцией слова.

К 12 месяцам лепет ребенка состоит из 4-5 слогов и более, он хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, приветствий, с удовольствием произносит различные губные звуки, восклицания, междометия. К концу года он произносит 5-10 лепетных слов, обозначая ими определенные предметы. Слоги, вошедшие в лепет к концу 1-го года, становятся составными частями слов (баба, мама, папа и т.д.). Отдельные слова и звуки, сопровождаемые мимикой и жестами, начинают служить средством общения со взрослыми и детьми. Одновременно с началом развития речи у ребенка появляется новый интерес – рассматривание книг с картинками.

развитие ребенка с 9-12 месяцевДвигательные навыки

 

Большое значение на данном возрастном этапе имеет развитие двигательных навыков, т.е. ребенка учат ходить с поддержкой сначала за обе руки, потом за одну руку, а затем самостоятельно. Надо стимулировать активное бодрствование ребенка. Родители должны играть с малышом – кормить, укладывать спать куклу, мишку, собачку; строить небольшие постройки из строительного материала. Малыша учат подражать новым слогам, а затем и словам, называть имена взрослых, различные предметы и действия с ними.

Родители должны объяснять ребенку содержание нарисованного в книжке, просить его найти собачку, кошку или куклу, изображенных на картинке, среди своих игрушек. Это обеспечивает формирование понимаемой речи и способности к обобщению.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *