Нервно-психическое развития ребенка от рождения и до 1 года

Развитие ребенка по месяцам

Каждая мама после рождения малыша хочет быть уверена, что её кроха развивается правильно, своевременно овладевает различными навыками и соответствует возрастным нормам развития.
Самое главное, что хочется отметить, – нет однозначных норм, в каком возрасте должен появиться определенный навык. Есть промежуток в возрасте «от» и «до», в котором какой-то навык появляется у 95% здоровых детей. Эти промежутки были определены путем наблюдения за большим количеством детей и теперь приняты как нормативный критерий.

Нормы развития детей
Ниже представлены нормы нервно-психического развития у детей с рождения и до 1 года.
Если малыш укладывается в возрастные нормы, но при этом вас все же что-то смущает – проконсультируйтесь у специалиста. Врач будет ориентироваться не столько на нормативы, сколько на наличие/отсутствие рефлексов новорожденности, состояния черепных и других нервов, массу тела, тонус мышц, подвижность суставов и т.п. Другими словами, оценит, имеет ли организм малыша все ресурсы для овладения тем или иным навыком.

Нервно-психическое развитие ребенка от рождение и до года

Развитие крохи в 10 дней

Новорожденный способен:

  • Удерживать в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение).
  • Вздрагивать и мигать при резком звуке.

Что умеет ребенок в 18-20 дней

Ваш кроха уже может:

  • Удерживать в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).
  • Успокаиваться при сильном звуке.

Ребенок в 1 месяц 

  • Плавное прослеживание движущегося предмета.
  • Длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).
  • Первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
  • Лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову.
  • Издает отдельные звуки на разговор с ним.

Ребенок в 2 месяца

  • Длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого.
  • Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым.
  • Ищущие повороты головы при длительном звуке.
  • Поворачивает голову в сторону голоса взрослого.
  • Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.
  • Длительное сосредоточение на другом ребенке
  • Лежа на животе поднимает и некоторое время удерживает голову.
  • Повторно произносит отдельные звуки.

Нормы развития детей
Ребенок в 3 месяца

  • Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).
  • Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор).
  • Ищет глазами ребенка, издающего звуки.
  • Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.
  • Лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья, высоко подняв голову.
  • При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.
  • Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).

Ребенок в 4 месяца

  • Узнает маму (радуется).
  • Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его.
  • По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию.
  • Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления».
  • Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним.
  • Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.
  • Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.
  • То же что и в 3 месяца, но более ярко выражено.
  • Гулит.
  • Во время кормления придерживает руками грудь мамы или бутылочку.

Нормы развития детей

 

Ребенок в 5 месяцев

  • Отличает близких людей от чужих по внешнему виду, по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого.
  • Узнает голос мамы или близкого человека.
  • Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи.
  • Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку.
  • Четко берет игрушку из рук взрослого.
  • Удерживает в руке игрушку.
  • Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.
  • Переворачивается со спины на живот.
  • Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
  • Подолгу певуче гулит.
  • Ест с ложки полугустую и густую пищу.

Нормы развития детей
Ребенок в 6 месяцев

  • По разному реагирует на свое и чужое имя.
  • Уверенно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую.
  • Переворачивается с живота на спину.
  • Передвигается, переставляя руки или немного ползая.
  • Произносит отдельные слоги (начало лепета).
  • Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
  • Пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи.

Нормы развития детей

Ребенок в 7 месяцев

  • Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и пр.
  • Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях.
  • На вопрос «где» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте.
  • Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.
  • Пьет из чашки, которую держит взрослый.

Ребенок в 8 месяцев

  • Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет.
  • Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими.
  • Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.).
  • Сам садится, сидит и ложится.
  • Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается.
  • Переступает держась за барьер.
  • На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах.
  • По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например «Ладушки», «Дай ручку» и др.
  • Громко, четко и повторно произносит различные слоги.
  • Ест корочку, которую сам держит в руке.
  • Пьет из чашки, которую держит взрослый.

Нормы развития детей

Ребенок в 9 месяцев

  • Танцевальные движения под плясовую мелодию.
  • Догоняет ребенка, ползет ему на встречу.
  • Подражает действиям и движениям другого ребенка.
  • С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.).
  • Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.
  • На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного месторасположения.
  • Знает свое имя, оборачивается на зов.
  • Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые есть в его лепете.
  • Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая рукой.
  • Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).

Ребенок в 10 месяцев

  • Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.
  • Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (открывает, закрывает, вынимает, вкладывает).
  • Действия с предметами принимают устойчивый характер.
  • Заходит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, сходит с нее.
  • Идет вперед с поддержкой за обе руки.
  • По просьбе «дай» находит знакомые предметы среди других и дает их.
  • При заигрывании с ним («догоню-догоню», «Сорока-ворона», «прятки» и др.) выполняет разученные действия или движения.
  • Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев.

Нормы развития детей

Ребенок в 11 месяцев

  • Радуется приходу детей.
  • Избирательное отношение к детям.
  • Овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца на стержень).
  • Стоит самостоятельно.
  • Делает первые самостоятельные шаги.
  • По словесной подаче выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.).
  • Появляются первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, подает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины, часы и пр.).
  • Произносит первые слова-обозначения, например: «ав-ав», «кис-кис», «дай».
  • Умения и навыки закрепляются.

Нормы развития детей

Ребенок в 12 месяцев

  • Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову).
  • Узнает на фотографии знакомого взрослого, маму.
  • Протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая смехом и лепетом.
  • Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.
  • Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.).
  • Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу и др.).
  • Ходит самостоятельно (без опоры).
  • Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей.
  • Выполняет отдельные поручения («найди», «принеси», «отдай тете», «положи на место») и др.
  • Понимает слово «нельзя» прекращает действие.
  • Некоторые слова взрослых понимает под обобщенным характером.
  • По просьбе взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками.
  • Легко подражает новым слогам.
  • Произносит 5-10 облегченных слов.
  • Самостоятельно пьет из чашки (держит руками и пьет)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *