Школьная дезадаптация детей

Школьная дезадаптация – расстройство адаптации ребенка школьного возраста к условиям учебного заведения. При котором ребенок психологически не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. У ребенка нет интереса к познанию, творчеству, инициативе, что проявляется в нежелании посещать школу, вплоть до отказа, в ухудшении успеваемости, неуверенности в себе, медлительности или гиперактивности, внутренней конфликтности.

дезадаптация детей к школе
Причинами школьной дезадаптации могут быть:

  • психоневрологические нарушения;
  • нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению (к учителям, непонимание смысла получения программных знаний и соответственно пассивно-безучастное или негативно-протестное настроение);
  • поведенческий компонент: отказные реакции, с противопоставлением себя соученикам и учителям, пренебрежение правилами школьной жизни.

Как результат не успешность в обучении по школьной программе с нарастанием качественных признаков недостаточности общеобразовательных знаний и навыков.
Важно, чтобы школьная дезадаптация, часто имеющая пограничный характер, не перешла в устойчивую.

Ведущим проявлением тревожных расстройств у детей являются страхи, которые встречаются у 12-28% детей и подростков. По некоторым данным распространенность данной патологии гораздо выше, однако, лишь незначительная часть детей с психопатологическими симптомами, достигающими клинического уровня, получают медицинскую помощь.
Факторы, влияющие на развитие школьной дезадаптации

  • гиперактивность и дефицит внимания;
  • школьная тревожность;
  • страх проверки знаний;
  • страх учителя;
  • страх агрессии и насмешек одноклассников;
  • страх несоответствия ожиданиям окружающих;
  • страх общения со сверстниками, неразвитость коммуникативных навыков;
  • частая заболеваемость;
  • хроническая патология;
  • невротические расстройства;
  • нарушения физического развития;
  • повышенный уровень тревожности, страхов, агрессии;
  • низкая самооценка.

В связи с тем, что школьная дезадаптация не является медицинским диагностическим понятием, а в Международной классификации болезней (МКБ-10), включая нарушения развития, данное клиническое определение отсутствует, тенденция к «психиатризации» школьной дезадаптации оборачивается формой социального (школьного) отвержения.
Объективно это происходит потому, что запрос на оценку состояния и поведения идет не от врача-педиатра и детского невролога, которые должны заниматься ребенком, а от школы, социальных учреждений, отделений по профилактике правонарушений и их профессиональных трудностей в работе с ребенком.

Медицинские аспекты школьной дезадаптации

1. С началом посещения школы ребенок может стать часто и длительно болеющим острыми респираторными заболеваниями.
2. Наиболее частые клинические синдромы школьной дезадаптации:
— неврозоподобный;
— астенический синдром;
— синдром гиперактивности с дефицитом внимания.
3. В школьном возрасте формируется синдром вегетативной дистонии или боле правильно, с учетом международного классификатора болезней – расстройство вегетативной автономной нервной системы. Синдром представляет собой симптомокомплекс функциональных расстройств со стороны различных систем, обусловленных нарушением регуляции их деятельности вегетативной нервной системой. Вегетососудистая дистония у детей может проявляться кардиальным, респираторным, невротическим синдромами, вегетативно-сосудистыми кризами, синдромом нарушения терморегуляции. В детском возрасте кризы чаще имеют ваготоническую направленность, сопровождаясь ощущениями замирания сердца, нехватки воздуха, потливостью, брадикардией, умеренной гипотонией, потскризовой астенией.
4. Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – это непрогрессирующие когнитивные, речевые и двигательные нарушения, вследствие различных по этиологии заболеваний. Она встречается у детей дошкольного и школьного возраста. При ММД нарушаются сложные когнитивные функции: речь, внимание, память, восприятие, гнозис, праксис, поведение. Интеллектуальное развитие детей с ММД соответствует уровню нормы или умеренно снижено, однако трудности речевого общения нарушают адаптацию ребенка в детском коллективе.

Диагностика разнообразных нарушений функционирования нервной системы включает клиническое обследование неврологом, психиатром, логопедом, функциональное обследование сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной систем (ЭКГ, ЭЭГ, ЭхоКГ, РЭГ, реовазография и др.) и т.д.

школьная дезадаптация

Профилактика школьной дезадаптации

Пятилетний ребенок не будет готов к жестким условиям общеобразовательной системы просто в силу явной неготовности мозга к подобным нагрузкам. Шестилетние дети, тоже самое, хотя они, к примеру, могут читать и писать.

1. Важен очень щадящий режим во всех смыслах: игровая форма занятий, не должно быть интенсивности при обучении

2. Подходящий режим занятий, не ограничивающий надолго двигательную активность детей (например, занятия по математике, русскому языку, письму не должны следовать одно за другим)

3. Не должно быть домашних заданий для детей, которые после занятий остаются в группе продленного дня, должна быть предусмотрена возможность для дневного сна. Сама обстановка и проведение занятий для 6-летних детей, должны больше соответствовать режиму детского сада, а не школы в привычном понимании.
Известно, что первоклассники, посещавшие ранее детский сад, значительно легче адаптируются к школе, чем «домашние», непривычные к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму детского учреждения. Легкую и адаптацию средней тяжести можно, по всей вероятности, считать закономерной реакцией организма детей на изменившиеся условия жизни. Тяжелое же протекание адаптации свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма первоклассника. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, они нуждаются в помощи специалистов.
Есть дети, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается. Внимательный учитель предложит такому ребенку индивидуальный график работы. Многие первоклассники берут с собой в школу любимые игрушки, чувствуя себя защищенными. Следует лишь объяснить, что играть можно только на перемене.

Что такое адаптация ребенка?

Адаптация – умение приспособиться к обстоятельствам, новым условиям жизни и деятельности, поведенческим контактам социальных ролей среды.
Для 6-7 летнего ребенка — приспособление к новому ритму физиологического и социально-психологического напряжения, изменения поведенческого алгоритма познавательной сферы, развития восприятия, памяти, мышления.
В дошкольном периоде закладываются основы поведенческих реакций будущего школьника.
Основные этапы физиологической адаптации:
Первый этап

Ориентировочный – в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма (две-три недели);
Второй этап

Неустойчивое приспособление – организм ищет и находит оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия (одна-две недели);
Третий этап

Относительно устойчивое приспособление – подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Длительное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут привести к нарушению здоровья и «школьным» болезням (одна-две недели).
Но весь первый год считается периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.
Выделяются группы детей с легкой адаптацией, адаптацией средней тяжести и тяжелой.
При легкой состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируются в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести имеется длительный период адаптации, период несоответствия поведения детей требованиям школы; более выраженные нарушения самочувствия и здоровья наблюдаются в течение первого полугодия. У части детей адаптация к школе проходит тяжело весь первый год обучения. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, а также имеется период несоответствия поведения ребенка требованиям школы.

роль родителей в адаптации детей

Роль родителей в адаптации детей

  • постоянное общение с учителями, участие в корректировке имеющегося синдрома, на основе постоянной информации о том, чего достиг ребенок в школе, его успехи и недочеты;
  • если при взаимодействии с учителем что-то исправить не получается, необходимо обратиться к психологу;
  • домашнее задание выполнять совместно с ребенком, объяснять ход действий, хвалить его и оказывать помощь в возникающем вопросе;
  • нельзя утомлять ребенка многократным переписыванием упражнения;
  • основная задача родителей, в связи с уменьшением двигательной активности детей во время занятий в школе, осуществлять контроль и обеспечить увеличение двигательных упражнений;
  • стараться делать с ребенком утреннюю зарядку и вечернюю прогулку перед сном;
  • увеличить время прогулок;
  • строгое соблюдение режима дня;
  • увеличение время сна и отдыха для полного восстановления физической и умственной способности;
  • обеспечить рациональное питание;
  • для преодоления негативной психологической симптоматики, использовать методы семейной терапии (совместные прогулки и доброжелательные беседы, семейное чтение книг ребенку, выяснение и развитие интересов ребенка и т.д.)

Режим дня
Режим дня строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей деятельности центральной нервной системы(ЦНС). В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня.

Прогулки

Пребывание на открытом воздухе – наиболее эффективный вид отдыха, что обусловлено повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности. Прогулки обеспечат закаливание организма и увеличат двигательную нагрузку. Лучший вариант – пребывание на открытом воздухе в парке, за городом, исключив загазованные городские улицы. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе зависит от возрастной группы: в младшем школьном возрасте – 3,5 часа, в среднем – 2,5-3 часа, в старшем – 2-2,5 часа.
По мере роста и развития ребенка повышается выносливость к нагрузке, организм привыкает к выполнению большой работы без утомления. Организация режима и оптимальное его соблюдение детьми способствует сохранению или улучшению состоянию здоровья, повышению эффективности учебы и внутренней самоорганизации.
Питание
Для растущего организма большое значение имеет поступление полноценного макро- и микронутриентов: белка, липидов, углеводов, витаминов и микроэлементов:

  • Белки животного происхождения должны составлять не менее 50% общего количества белка. Школьникам в первую половину дня, дают продукты, более богатые белком, а на ужин – молочно-растительные блюда. Молоко остается важным продуктом, но его количество постепенно уменьшают, учитывая снижение активности лактазы в кишечнике, рекомендуя кисломолочные продукты (биокефир, творог и др.), обогащенные пробиотиками.
  • Жиры растительного происхождения составляют до 20% общего количества жира рациона, рекомендуются омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты, содержащиеся в рыбе, орехах.
  • Потребность в углеводах зависит от возраста, состояния обменных процессов, от умственной и физической нагрузки (следует ограничивать употребление рафинированных простых углеводов).
  • Соотношение белков, жиров и углеводов равно 1:1:4.

Питание играет исключительную роль в жизни детей, относится к важному составляющему компоненту сохранения и укрепления здоровья детей в любом возрасте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *