Адаптация ребенка к детскому саду: советы родителям

Каждый ребенок по-разному адаптируются к новым условиям микросоциальной среды. Одни отвечают на эмоционально-стрессовое воздействие адекватной системой приспособительных реакций без существенного перенапряжения адаптационных механизмов, у других адаптация протекает с выраженным эмоциональным напряжением и может закончиться срывом в виде острого заболевания или неврологических расстройства. У многих детей скрытые функциональные дефекты выявляются лишь в условиях нагрузки.

Адаптация ребенка к детскому саду

Последствия стресса в период адаптации

  • В качестве стрессовых факторов  социальной адаптации выступают неблагоприятные условия в семье (холодные и жесткие взаимоотношения, неполная или асоциальная семья и т.д.).
  • У детей старшего возраста и подростков помимо этих причин стрессовые ситуации связаны с конфликтными взаимоотношениями с родителями, сверстниками, учителями.
  • Существует индивидуальная предрасположенность, или биологическая уязвимость, которая связана с генетическими факторами, приводящая к недостаточному эмоциональному удовлетворению своих потребностей.

Адаптация ребенка к детскому саду
Проявления дезадаптации у ребенка в детском саду
Состояние напряженной адаптации, когда ребенок попадает в условия детского учреждения, заканчивается возникновения нового уровня физиологической адаптации или переходом в стадию патологической адаптации.
Выделяют 3 степени тяжести адаптации к дошкольному учреждению:

  • легкая степень адаптации;
  • средняя степень адаптации;
  • тяжелая степень адаптации.

Легкая степень адаптации. В группе ребенок адекватно реагирует на замечания или одобрения. Умеет играть рядом с другими детьми и доброжелателен к ним.

Средняя степень адаптации. Длится 10-30 дней (20-40) дней. Настроение у ребенка может быть не устойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, беспокойный сон. На замечания и поощрения ребенок реагирует не всегда адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения в группе. Малыши во время адаптации нередко заболевают. Но болезнь. Как правило, протекает без осложнений.
Тяжелая степень адаптации. Длиться от 1-6 месяцев. У малыша в этот период может случиться нервный срыв, прибавляются простудные заболевания. Может возникнуть обратное развитие (регресс). Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Замечания или похвала либо оставляют малыша безучастным, либо он пугается. К невротическим реакциям при тяжелой адаптации относится рвота, пристрастие к личным вещам, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых, истерические реакции, тремор подбородка, пальчиков.

Адаптация ребенка к детскому саду

Как подготовить ребенка к детскому саду?

Чтобы адаптация к детскому саду была успешной для ребенка, его рекомендуется заранее готовить, а процесс привыкания сделать постепенным. Возможны следующие меры:
1. Рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему родители хотят, чтобы малыш пошел в детский сад (например, потому что там интересно и т.д.).
2. Показать ребенку детский сад, понаблюдать с малышом за прогулкой ребят, которые уже ходят в садик. Подробно рассказать о режиме детского сада, чтобы ребенка не напугала неизвестность.
3. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать малыша в игру.
4. Учить играть ребенка вместе с другими детьми, обмениваться игрушками, прощаться.
5. Не следует в присутствии ребенка высказывать свои страхи по поводу детского сада. Нужно вселять уверенность, что все будет хорошо.
6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий. К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь самостоятельно садиться на стул, пить их чашки, пользоваться ложкой, активно участвовать в одевании, умываться, вытирать руки, проситься на горшок, в туалет.

Адаптация ребенка к детскому саду

Рекомендации родителям для быстрой адаптации к детскому саду
Советы врача-педиатра родителям при неблагоприятном течении периода адаптации у ребенка к детскому саду:

  • При ярко выраженных эмоциях лучше воздержаться от посещения детского сада в течение 2-3 дней.
  • Придумать традицию приветствия или прощания (пожатия руки, поцелуй в носик, «пока, скоро увидимся») – простые, но регулярно повторяющиеся мелочи позволяют малышу прогнозировать ситуацию. Спокойствие, уверенность и улыбка говорят малышу, что все в порядке и можно отправляться в группу.
  • Стараться раньше забирать ребенка из детского сада.
  • Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Хочу, чтобы он пошел в детский садик».
  • Рассказ родным или знакомым в присутствии ребенка, что он уже ходит в детский сад. Он молодец! Взрослый, ходит «на работу», совсем как мама и папа!

Ребенок прошел адаптацию к детскому саду успешно, если у него развилась потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми. Если он стремится к самостоятельности, открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *