Адаптация ребенка к школе: советы родителям

Адаптация ребенка — это приспособление его организма к новым условиям и обстановке, с новым окружением и новыми отношениями.

Дезадаптация – незавершенность процесса адаптации. Любые причины, затрудняющие обучение ребенка в школе можно отнести к понятию школьной дезадаптации. Это сложный многофакторный процесс, имеющий как медико-биологические, так и социально-психолого-педагогические корни.

Адаптация ребенка к школе

Основные причины школьной дезадаптации
Стрессовые факторы для начинающего школьника:

  • напряжение, связанное с усвоением большого объема знаний;
  • статическая нагрузка при нахождении в вынужденной позе;
  • необходимость общения и работы в большом коллективе.

Выделяют 3 основных периода адаптации:

  • В 1-м классе – адаптация к школе (приспособление к коллективу, учителю, школьному режиму, классно-урочной системе).
  • В 5-м классе – адаптация к среднему звену школы (кабинетная организация учебного процесса, различный стиль педагогической работы учителей, самостоятельная организация учебы, новый классный руководитель).
  • В 10-м классе – адаптация к старшему звену школы (переформирование классного коллектива, профессиональное обучение, рост учебной нагрузки).

Дезадаптация ребенка к школе

Виды школьной дезадаптации, к которым приводят школьные проблемы
Выделяют 3 основных компонента школьной дезадаптации:

  1. Когнитивный (неуспеваемость, недостаточность знаний, навыков).
  2. Личностный (эмоционально-оценочный – отношение к обучению).
  3. Поведенческий (нарушение поведения в школе).

Адаптация ребенка к школе

Оптимальный возраст для поступления в школу?
Оптимальным для поступления в школу считается возраст не 6 лет (на 1 сентября). А 6,5-7 лет. Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для физического, функционального и психического развития. По мнению психологов, именно в это время формируются многие психологические новообразования: механизмы регуляции поведения, ориентация на социальные нормы и требования, самооценка и т.д. Интенсивно созревает кора головного мозга, развиваются все познавательные функции (прежде всего организации и произвольной регуляции деятельность).
У школьников младшего возраста психоэмоциональные реакции иногда продолжаются несколько месяцев, школьники старшего возраста реагируют индивидуально.

Как понять, адаптировался ли ребенок к школе?
Критерии социально-психологической адаптации:

  • эффективность учебной деятельности;
  • усвоение школьных норм поведения;
  • успешность социальных контактов;
  • эмоциональное благополучие.

Основные 3 этапа адаптации детей:

  1. Ориентировочный – физиологическая бурная реакция и значительное напряжение всех систем организма; продолжительность от 2-3 недели.
  2. Неустойчивое энергозатратное приспособление организма к стрессовым воздействиям; продолжительность от 1-2 недели.
  3. Устойчивое приспособление с оптимальным вариантом реагирования на нагрузку.
    Общая продолжительность адаптации от 5-6 недель, но может затягиваться до 9 недель.

Адаптация ребенка к школе

Реакции ребенка на адаптацию
Детям раннего школьного возраста преимущественно свойственны реакции активного и пассивного протеста (оппозиции), отказа, уходы их дома, мутизм. Реакции протеста нередко протекают в форме нарушения соматовегетативных функций (рвота, энурез, энкопрез, отказ от еды), часто в сочетании с расстройствами поведения. Реже возникают реакции имитации, компенсации и гиперкомпенсации. Для подростков более характерны реакции эмансипации, группирования. Это стремление высвободиться из-под опеки родных, воспитателей и всех  взрослых выражается в форме скрытого или открытого сопротивления порядкам. Попытки уйти от контроля, в аномальных увлечениях.
Признаки дезадаптации ребенка к школе
Субъективным индикатором, отражающим неудовлетворенность ребенка пребыванием в школе. Выступает его сниженный эмоциональный статус; объективным индикатором – когнитивный дефицит.

  • Поведенческие реакции: оцениваются настроение, социальные контакты, игровая и познавательная деятельность, соблюдение дисциплины, наличие агрессии и страха, двигательная активность, сон, аппетит.
  • Невротические реакции: беспричинные боли в животе, энурез, нарушения сна, тики, сосание пальца, обгрызание ногтей. Выявляют при помощи анкетирования родителей.
  • Частота ОРЗ и обострений хронических заболеваний.
  • Динамика физических характеристик: масса тела, динамометрия, артериальное давление, спирометрия и др.

Дезадаптация ребенка к школе
О наличии трудностей адаптации свидетельствуют следующие признаки:

  • утомленный внешний вид ребенка;
  • подавленное настроение, вялость, беспокойный сон, трудности утреннего пробуждения;
  • нежелание ребенка делиться впечатлениями, отрицательное или безразличное отношение к школе, выполнение поручений без желания;
  • жалобы на события, связанные со школой;
  • негативные характеристики в адрес учителей, одноклассников;
  • отсутствие близких друзей, частые конфликты в школе;
  • фрагментарное усвоение учебного материала, резкое снижение успеваемости, нерегулярная подготовка к урокам, нежелание выполнять домашние задания;
  • необходимость постоянного контроля со стороны взрослых;
  • нарушение дисциплины.

Нередко школьная дезадаптация выступает маркером психических заболеваний в виде «школьной фобии» или школьного невроза, депрессивных расстройств, проблемы адаптации. Не решенные в младших классах, могут явиться фундаментом отклонений психосоциального развития на последующих этапах созревания, особенно в подростковом возрасте.
Большое значение в современном обществе имеют заболевания подростков, связанные с информационной перегрузкой. Информационный стресс формируется при сочетании с дефицитом времени или при дефиците информации, но в обоих случаях – в условиях высокой мотивации поведения.

Адаптация ребенка к школе
Советы родителям для успешной адаптации ребенка к школе
Используются различные средства, включая методы физической (им отдают преимущество) и психологической реабилитации.

  1. Психологическая коррекция подразумевает изменение поведения взрослых – так называемая позитивная модель отношения взрослых к ребенку. Опираются на сильные стороны ребенка с целью укрепления его самооценки:
  • проявляют веру в ребенка, избегая подчеркивания его промахов;
  • демонстрируют любовь и уважение к ребенку, вносят юмор во взаимоотношения;
  • проводят с ребенком больше времени.

2. Средства медикаментозного лечения синдрома школьной дезадаптации, астенических расстройств, для улучшения процессов обучения и памяти:

  • Церебропротекторы и ноотропные препараты – Пирацетам, Ноофен, Энцефабол, Церебролизин, Пантогам, Пантокальцин, Нооклерин и др.
    Данная группа препаратов обладает ноотропным эффектом, способствует ускорению психического развития, улучшает стимуляцию аналитической и психомоторной деятельности. Повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ. Стимулирует анаболические процессы в нейронах.
  • Нейропептиды – Церебрамин, Семакс и др.
  • Аминокислотные композиты – Лецитин Холин. Провит, Севит, Элькар, Глицин.
  • Комплексные препараты – Кортексин.
  • Ангиопротекторы – Циннаризин, Вимпоцетин, Кавинтон, Сермион, Мемоплант.
  • Антиспастические препараты – Мидокалм, Баклофен.

Внимание! Медикаментозная терапия имеет свои особенности и противопоказания, препарат, его дозу и длительность терапии подбирает врач.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *