Дезадаптация и адаптация ребенка в школе: причины и проявления

Дезадаптация ребенка к школе

Школьная дезадаптация – расстройство адаптации ребенка школьного возраста к условиям учебного заведения. При котором ребенок психологически не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. Дезадаптация проявляется тем, что у ребенка нет интереса к познанию, творчеству, инициативе, что проявляется в нежелании посещать школу, вплоть до отказа, в ухудшении успеваемости, неуверенности в себе, медлительности или гиперактивности, внутренней конфликтности.

дезадаптация детей к школе

Причины школьной дезадаптации

Причинами школьной дезадаптации могут быть:

  • психоневрологические нарушения;
  • нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению (к учителям, непонимание смысла получения программных знаний и соответственно пассивно-безучастное или негативно-протестное настроение);
  • поведенческий компонент: отказные реакции, с противопоставлением себя соученикам и учителям, пренебрежение правилами школьной жизни.

Как результат не успешность в обучении по школьной программе с нарастанием качественных признаков недостаточности общеобразовательных знаний и навыков.
Важно, чтобы школьная дезадаптация, часто имеющая пограничный характер, не перешла в устойчивую.

Ведущим проявлением тревожных расстройств у детей являются страхи, которые встречаются у 12-28% детей и подростков. По некоторым данным распространенность данной патологии гораздо выше, однако, лишь незначительная часть детей с психопатологическими симптомами, достигающими клинического уровня, получают медицинскую помощь.

Факторы, влияющие на развитие школьной дезадаптации

К ним относятся:

  • гиперактивность и дефицит внимания;
  • школьная тревожность;
  • страх проверки знаний;
  • страх учителя;
  • страх агрессии и насмешек одноклассников;
  • страх несоответствия ожиданиям окружающих;
  • страх общения со сверстниками, неразвитость коммуникативных навыков;
  • частая заболеваемость;
  • хроническая патология;
  • невротические расстройства;
  • нарушения физического развития;
  • повышенный уровень тревожности, страхов, агрессии;
  • низкая самооценка.

В связи с тем, что школьная дезадаптация не является медицинским диагностическим понятием, а в Международной классификации болезней (МКБ-10), включая нарушения развития, данное клиническое определение отсутствует, тенденция к «психиатризации» школьной дезадаптации оборачивается формой социального (школьного) отвержения.
Объективно это происходит потому, что запрос на оценку состояния и поведения идет не от врача-педиатра и детского невролога, которые должны заниматься ребенком, а от школы, социальных учреждений, отделений по профилактике правонарушений и их профессиональных трудностей в работе с ребенком.

Медицинские аспекты школьной дезадаптации

1. С началом посещения школы ребенок может стать часто и длительно болеющим острыми респираторными заболеваниями.

2. Наиболее частые клинические синдромы школьной дезадаптации:

  • неврозоподобный;
  • астенический синдром;
  • синдром гиперактивности с дефицитом внимания.

3. В школьном возрасте формируется синдром вегетативной дистонии или боле правильно, с учетом международного классификатора болезней – расстройство вегетативной автономной нервной системы. Синдром представляет собой симптомокомплекс функциональных расстройств со стороны различных систем, обусловленных нарушением регуляции их деятельности вегетативной нервной системой. Вегетососудистая дистония у детей может проявляться кардиальным, респираторным, невротическим синдромами, вегетативно-сосудистыми кризами, синдромом нарушения терморегуляции. В детском возрасте кризы чаще имеют ваготоническую направленность, сопровождаясь ощущениями замирания сердца, нехватки воздуха, потливостью, брадикардией, умеренной гипотонией, потскризовой астенией.

4. Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – это непрогрессирующие когнитивные, речевые и двигательные нарушения, вследствие различных по этиологии заболеваний. Она встречается у детей дошкольного и школьного возраста. При ММД нарушаются сложные когнитивные функции: речь, внимание, память, восприятие, гнозис, праксис, поведение. Интеллектуальное развитие детей с ММД соответствует уровню нормы или умеренно снижено, однако трудности речевого общения нарушают адаптацию ребенка в детском коллективе.

Диагностика разнообразных нарушений функционирования нервной системы включает клиническое обследование неврологом, психиатром, логопедом, функциональное обследование сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной систем (ЭКГ, ЭЭГ, ЭхоКГ, РЭГ, реовазография и др.) и т.д.

школьная дезадаптация

Профилактика школьной дезадаптации

  • Пятилетний ребенок не будет готов к жестким условиям общеобразовательной системы просто в силу явной неготовности мозга к подобным нагрузкам. Шестилетние дети, тоже самое, хотя они, к примеру, могут читать и писать.
  • Важен очень щадящий режим во всех смыслах: игровая форма занятий, не должно быть интенсивности при обучении
  • Подходящий режим занятий, не ограничивающий надолго двигательную активность детей (например, занятия по математике, русскому языку, письму не должны следовать одно за другим)
  • Не должно быть домашних заданий для детей, которые после занятий остаются в группе продленного дня, должна быть предусмотрена возможность для дневного сна. Сама обстановка и проведение занятий для 6-летних детей, должны больше соответствовать режиму детского сада, а не школы в привычном понимании.

Известно, что первоклассники, посещавшие ранее детский сад, значительно легче адаптируются к школе, чем «домашние» дети, непривычные к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму детского учреждения. Легкую и адаптацию средней тяжести можно, по всей вероятности, считать закономерной реакцией организма детей на изменившиеся условия жизни. Тяжелое же протекание адаптации свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма первоклассника. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, они нуждаются в помощи специалистов.
Есть дети, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается. Внимательный учитель предложит такому ребенку индивидуальный график работы. Многие первоклассники берут с собой в школу любимые игрушки, чувствуя себя защищенными. Следует лишь объяснить, что играть можно только на перемене.

Что такое адаптация ребенка?

Адаптация – умение приспособиться к обстоятельствам, новым условиям жизни и деятельности, поведенческим контактам социальных ролей среды.
Для 6-7 летнего ребенка — приспособление к новому ритму физиологического и социально-психологического напряжения, изменения поведенческого алгоритма познавательной сферы, развития восприятия, памяти, мышления.
В дошкольном периоде закладываются основы поведенческих реакций будущего школьника.

Этапы адаптации ребенка

Основные этапы физиологической адаптации:

Первый этап адаптации ребенка в школе

Ориентировочный – в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма (две-три недели);

Второй этап адаптации ребенка в школе

Неустойчивое приспособление – организм ищет и находит оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия (одна-две недели);

Третий этап адаптации ребенка в школе

Относительно устойчивое приспособление – подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Длительное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут привести к нарушению здоровья и «школьным» болезням (одна-две недели).
Но весь первый год считается периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.
Выделяются группы детей с легкой адаптацией, адаптацией средней тяжести и тяжелой.
При легкой состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируются в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести имеется длительный период адаптации, период несоответствия поведения детей требованиям школы; более выраженные нарушения самочувствия и здоровья наблюдаются в течение первого полугодия. У части детей адаптация к школе проходит тяжело весь первый год обучения. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, а также имеется период несоответствия поведения ребенка требованиям школы.

роль родителей в адаптации детей

Роль родителей в адаптации детей

Как родители могут помочь ребенку адаптироваться в школе:

  • во время адаптации ребенка необходимо поддерживать постоянное общение с учителями, участвовать в корректировке имеющегося синдрома, на основе постоянной информации о том, чего достиг ребенок в школе, его успехи и недочеты;
  • если при взаимодействии с учителем что-то исправить не получается, необходимо обратиться к психологу;
  • домашнее задание необходимо выполнять совместно с ребенком, объяснять ему ход действий, хвалить его и оказывать помощь в возникающем вопросе;
  • нельзя утомлять ребенка многократным переписыванием упражнения;
  • основная задача родителей, в связи с уменьшением двигательной активности детей во время занятий в школе, осуществлять контроль и обеспечить увеличение двигательных упражнений;
  • стараться делать с ребенком утреннюю зарядку и вечернюю прогулку перед сном;
  • увеличить время прогулок;
  • строгое соблюдение режима дня;
  • увеличение время сна и отдыха для полного восстановления физической и умственной способности;
  • обеспечить рациональное питание;
  • для преодоления негативной психологической симптоматики, использовать методы семейной терапии (совместные прогулки и доброжелательные беседы, семейное чтение книг ребенку, выяснение и развитие интересов ребенка и т.д.)

Режим дня ребенка в период адаптации

Режим дня строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей деятельности центральной нервной системы(ЦНС). В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня.

Прогулки

Пребывание на открытом воздухе – наиболее эффективный вид отдыха, что обусловлено повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности. Прогулки обеспечат закаливание организма и увеличат двигательную нагрузку. Лучший вариант – пребывание на открытом воздухе в парке, за городом, исключив загазованные городские улицы. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе зависит от возрастной группы: в младшем школьном возрасте – 3,5 часа, в среднем – 2,5-3 часа, в старшем – 2-2,5 часа.
По мере роста и развития ребенка повышается выносливость к нагрузке, организм привыкает к выполнению большой работы без утомления. Организация режима и оптимальное его соблюдение детьми способствует сохранению или улучшению состоянию здоровья, повышению эффективности учебы и внутренней самоорганизации.

Питание ребенка 

Для растущего организма большое значение имеет поступление полноценного макро- и микронутриентов: белка, липидов, углеводов, витаминов и микроэлементов:

  • Белки животного происхождения должны составлять не менее 50% общего количества белка. Школьникам в первую половину дня, дают продукты, более богатые белком, а на ужин – молочно-растительные блюда. Молоко остается важным продуктом, но его количество постепенно уменьшают, учитывая снижение активности лактазы в кишечнике, рекомендуя кисломолочные продукты (биокефир, творог и др.), обогащенные пробиотиками.
  • Жиры растительного происхождения составляют до 20% общего количества жира рациона, рекомендуются омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты, содержащиеся в рыбе, орехах.
  • Потребность в углеводах зависит от возраста, состояния обменных процессов, от умственной и физической нагрузки (следует ограничивать употребление рафинированных простых углеводов).
  • Соотношение белков, жиров и углеводов равно 1:1:4.

Питание играет исключительную роль в жизни детей, относится к важному составляющему компоненту сохранения и укрепления здоровья детей в любом возрасте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *