Развитие ребенка в 3 года: что нужно знать родителям

Развитие ребенка от 3 до 6 лет

Ребенку 3 года. Закончился ясельный период жизни, малыш вступил в дошкольный возраст. Какие изменения ждут его в ближайший год в физическом и психологическом плане? Как помочь ему получить все необходимые знания, создать комфортную развивающую среду? Давайте рассмотрим эти и многие другие вопросы развития ребенка от 3 до 6 лет.

Возраст ребенка от 3 до 6 лет – это особенный период. Начинается он с кризиса негативизма, когда вчерашние послушные мальчики и девочки вдруг становятся настоящими упрямцами. А завершается этот период развития достаточно быстро: когда своенравный и порой требовательный карапуз, устраивающий бурные истерики из-за не купленной игрушки или конфеты, вдруг превращается в серьезного и вдумчивого дошколенка.

Неудивительно, что именно этот первый «трудный» возраст особенно беспокоит родителей, ведь чаще всего они слышат от малыша «не хочу», «не буду», «оставь» или «я сам». Как не сломать эту хрупкое «я» новой личности и в тоже время договориться с ним и добиться послушания от ребенка? В данной статье вы научитесь тактично противостоять детскому упрямству, найдете подсказки, как развить и воспитать в своем ребенке качества, которые помогут ему в будущем стать самодостаточной личностью, самостоятельно принимать решения и брать за них ответственность. Все эти принципы воспитания помогут ребенку научиться любить себя, доверять себе, уметь выражать свои желания и реализовывать их, обрести счатье, благополучие по жизни.

Появившееся у ребенка «Я», еще совсем хрупкое, поэтому требует к себе бережного отношения. В период от 3-6 лет активно развивается самооценка малыша, его личностные черты и характер. Стоит отметить, что сформируется в данный период, будет трудно изменить в будущем. Родителям стоит заранее задуматься, какие качества следует поощрять в ребенке, какое поведение стимулировать, а какое сразу же пресекать. Поэтому с самого раннего детства следует тщательно следить и уделять достаточно времени развитию ребенка. Но бесспорным остается главное — ребенок вырос. Запомните эти важные принципы, ведь они помогут ребенку расти и формироваться, как независимая и цельная личность.

И самый первый принцип:

1. Относитесь к ребенку, как к взрослому

Ребенок активно обслуживает себя, сам принимает пищу, сам ходит в туалет, сам умывается. В прошлые века в этом возрасте дети уже помогали взрослым по хозяйству. Малыш самостоятельно изучает мир, самостоятельно играет. Может высказать свое мнение и настаивать на нем. На уровне различий в мышлении, он пока ребенок. Но на уровне действий, он уже больше взрослый, способный теперь самостоятельно позаботиться о себе. Все это понимает и сам малыш, поэтому требует к себе более взрослого и серьезного отношения от родителей, поэтому вы должны активно поддерживать такие стремления в ребенке.

Развитие ребенка от 3 до 6 лет
Развитие детей от 3-6 лет

2.  Поддерживайте в ребенке самостоятельность и формируйте личность ребенка

Взрослое отношение к ребенку, требует и взрослых действий к нему. И в первую очередь, ребенок становится взрослым через ответственность и самостоятельность. Цель любого родителя — помочь малышу сформироваться, как личности, стать независимым, чтобы в результате отправить его в собственный путь. Эта цель растягивается на многие годы и может завершиться с поступлением ребенка в университет, на работу, вступлением в брак. Но может и не завершиться никогда. И уже ставший взрослым ребенок, будет всегда рядом с вами, так и не сумевши обрести самостоятельность.

А чтобы этого не произошло, родители на протяжении всего детства обязаны, постепенно снимать с себя ответственность за жизнь ребенка и отдавать его жизнь в его же руки. Ведь уже начиная со школьной скамьи, ребенок предоставлен сам себе и за ним никто пристально не следит. Поэтому главная задача родителей ввести ребенка в социум и подготовить к самостоятельности еще начиная с детского сада, до школы. Для этого:

  • Снимайте с себя ответственность и заботы за ребенка постепенно передавая ему их. Делать это нужно плавно, не перегружая малыша, давая ему, достаточно времени для учения. Тем более, если ребенок физически и интеллектуально может делать что-то сам, не вмешивайтесь в эти действия, пусть он делает это сам, ведь в это время у него вырабатывается ответственность за себя, осознание себя и своих границ. Если ребенок способен сделать сам, но не хочет, предоставьте ему возможность оступиться и столкнуться с последствиями такого решения, чтобы он ощутил результат своего решения.
  • Не торопитесь, придерживайтесь темпа ребенка. Особенно в 3-4 года, очень важно не торопить ребенка, ведь он только учится чему-то совершенно новому для себя, при этом еще недостаточно владея своим телом. У каждого ребенка свой темп, чтобы продуктивно учиться, познавать и действовать, и многое зависит от характера и темперамента.
  • Привлекайте ребенка к хозяйственным делам, позвольте ему помогать вам, например, по дому или в хозяйстве. Передайте ребенку ответственность за порядок в его комнате (уголке) и к уборке в ней, когда сами будете убираться дома. Отдельно можно регулярно поручать несложные дела.
  • Предоставляйте ребенку право выбора. Задавайте ему вопросы, предоставляющие выбор: «Куда бы ты хотел сходить в выходные?», «Чем займемся сегодня вечером?», «Каким видом спорта ты бы хотел заниматься?», «Что бы ты хотел, чтобы мы сегодня приготовили?» и т.п. Когда все решения за ребенка принимают родители, ребенок просто упускает возможность задуматься о себе и своих интересах. Он не задействует все свои мыслительные функции: он не анализирует, какой вариант лучше, почему именно такой вариант, к каким результатам этот выбор вообще приведет. Запомните, только наличие выбора приводит к развитию интеллекта и мышления, формированию независимости, самостоятельности и ответственности за свой выбор.
  • Позвольте вашему ребенку быть инициатором и самому решать, чем ему заниматься. Пусть ребенок всегда сам решает: во что ему сегодня играть, что почитать, куда пойти, что надеть и т.д. Важно, чтобы ребенок чувствовал контроль над своей жизнью, вырабатывая самодостаточность и уверенность в себе. Чтобы раскрыть и воспитать с малых лет в ребенке лидерские качества следует отдавать периодически инициативу ребенку, чтобы он сам определял, чем вам заниматься, а вы лишь должны покорно следовать его инициативе. Внимательно прислушайтесь к интересам ребенка, поддерживайте их и уделяйте его интересам достаточно времени. Не стремитесь навязывать ребенку собственные увлечения или интересы.
  • Помогайте ребенку. Если ребенок оказался в трудной ситуации, у него уже долго не получается что-то сделать, то следует предложить ему свою помощь. Если вы видите, что ребенок сам может справиться (пусть и с усилием), то ничего не делайте, пока он вас сам об этом не попросит. Или пока у него будет кончаться интерес или терпение. Задача каждого родителя — научить делать самого ребенка, а не делать все за него. Ребенку нужно помочь найти решение самостоятельно, подводя его к нужному ходу мысли или к действию, а если не получается, то продемонстрировать способ решения. Вы должны помнить, что данная рекомендация предназначена только для тех действий, которые доступны для ребенка в данный момент, не подвергают его опасности, и вы уверены, что он сам сможет справиться.

3. Откажитесь от чрезмерной опеки и установив единые правила и запреты для ребенка

Когда ребенок обретает самостоятельность, помогите ему выработать ответственность за себя. Для этого откажитесь от чрезмерной заботы и постоянного контроля за действиями ребенка, конечно, там, где нет реальной опасности. Уже начиная с 3 лет, ребенок все меньше времени будет проводить с вами, и все больше с другими людьми — сначала в детском саду, далее в школе, летнем лагере, университете и т.д.

Ведь безопасность нахождения ребенка во всех этих учреждениях, как и на улице, всего лишь иллюзия, и ответственность за свое здоровье и благополучие, ложится на плечи самого ребенка. Поэтому родители обязаны научить ребенка думать о себе, о том, не подвергает ли он сам себя опасности.

А достичь этого реально только объясняя или демонстрируя опасность определенных действий, а также при развитии в нем критического мышления.

Объясняйте причины, и правила поведения, тогда ребенок сможет сформировать своего внутреннего цензора, и запреты будут осмыслены самим ребенком.

Для ребенка нужно установить единые правила и определенные запреты. Они должны быть четкими и постоянными. Если нельзя, то нельзя и точка. Запрет должен проявляться при первом нежелательном поведении. Объясните эти правила и другим членам семьи и родственникам, чтобы и они следили за соблюдением их ребенком.

В семье не должно быть двойных взглядов на установленные запреты. Помните о том, что все правила и запреты должны быть четко обоснованными, их не должно быть слишком много, а вводить их стоит лишь, если это угрожает безопасности и здоровью ребенка, поскольку любой запрет сильно сужают возможности для развития и познания. Если существуют определенные запреты для ребенка, важно также предоставить или объяснить им альтернативу, что можно другое, если это нельзя.

Mamsy

4. Удовлетворяйте любознательность ребенка

Стремление к приобретению все новых знаний проходит через все детство. Именно такое свойство характера, как любознательность является двигателем развития и требует постоянной подпитки.

Задача родителя помочь ребенку в работе по познанию мира, расширить границы доступного знания. Чтобы ребенок мог усвоить то, что в силу возраста, пока не способен понять самостоятельно.

Для этого нужно придерживаться ряда рекомендаций:

  • Показывайте, объясняйте и рассуждайте вместе с ребенком. Для ребенка важно не только увидеть новое и интересное, но и понять это. Когда ребенку интересен новый предмет или, например, вы гуляете с ним, и что-то привлекает его взгляд, он стремится туда или с интересом наблюдает. Подойдите поближе к предмету, пускай ребенок его хорошенько рассмотрит, потрогает, изучает.  Поговорите с ребенком об этом предмете, опишите его, что этот предмет делает и какое у него предназначение в мире людей, или природы, где ребенок может его еще встретить в своей жизни и прочее. Данный способ является универсальным методом научения на протяжении всей жизни. Когда ребенок уже достаточно освоил речь и определенный уровень мышления, вы можете долго беседовать с ним, выводя разговор все на новые и новые темы, бесконечно обсуждая то одно, то другое. На протяжении всего дошкольного периода у ребенка формируется картина мира, когда он обобщает и сравнивает объекты, выстраивает причинно-следственные связи между ними. Подобные беседы хорошо помогут ребенку в этом деле.
  • Акцентируйте внимание. Обращайте внимание ребенка на различные детали. Обсуждайте и показывайте ребенку закономерности, из которых состоит наш мир. «Смотри, как ползет гусеница по ветке. Скоро гусеница превратится в куколку, кокон, который мы видим по соседству. В этом куколке сейчас уже находится гусеница, которая постепенно превратиться в бабочку. Через некоторое время она выберется из кокона и полетит. Давай через несколько дней придем сюда снова и посмотрим, что произойдет».
  • Вызывайте интерес у ребенка. Если родитель увлечен определенным действием или предметом, и ребенок это видит, то он также заражается этим интересом и проявляет к этому внимание. Вы можете пользоваться этим способом, чтобы продемонстрировать и объяснить ребенку полезные и важные для него вещи.
  • Отвечайте на вопросы ребенка. По мере своего развития, дети все больше задаются вопросами по типу: «Что это такое?», «Как это называется?», «Зачем?», «Как?», «Почему?» и т.п. Таких вопросов становится много и они очень важны для развития ребенка. Относитесь к таким вопросам с уважением и чуткостью. Это не надоедливые вопросы и отвлечение вас от дел, это формирование модели мира ребенка и его интеллекта. Ведь вопросы это один из заложенных природой способов развития.

Ответы должны быть правдивыми, так как из них ребенок строит реальную модель мира. И если сказать ребенку неправду, что, например, машины ездят не на бензине, а обычной воде не удивляйтесь тому, что однажды в вашем автомобиле может оказаться вода. Даже если вы не знаете настоящий ответ, не спешите придумывать байки и признайтесь в этом ребенку. Лучше загляните вместе в энциклопедию или откройте браузеры Яндекс или Google, прочитайте ответ на вопрос вместе, и уже на понятном ребенку языке все разъясните. Так вы с ребенком, сможете, действительно узнать этот мир.

  • Задавайте ребенку вопросы. Важны не только вопросы ребенка, но и вопросы родителя ребенку. Особенно хороши вопросы, которые побуждают ребенка размышлять и самостоятельно находить на них ответы. Такие вопросы научат его самостоятельно задаваться вопросами, и искать на них ответы. Ведь окружающий нас мир, является одним большим учителем, но только если мы сами задаемся вопросами и хотим получать на них ответы. Обратите внимание, что в вопросах для ребенка не стоит задача, чтобы он давал правильный ответ или давал ответ вообще. Эти вопросы являются больше инструментом для укрепления любознательности, для включения мышления ребенка, для перенаправоления внимания на внутренние процессы в его голове, для формирования в нем мотивации к познанию. Умение задаваться вопросами и искать на них ответы является одним из важнейших для успешной учебы и высокого уровня мышления
Развитие ребенка от 3 до 6 лет
Особенности развитие детей от 3-6 лет

5. Предоставляйте обогащенную среду для ребенка

Важно, чтобы ребенок стремился сам искать для себя интересные вещи, расширять свою зону присутствия, получать новые ощущения, взаимодействовать с новыми людьми и предметами. Тогда его любопытство будет постоянно подпитываться. А когда все знакомо, испробовано и однообразно, когда все дни как один, то появляется скука и пропадает интерес. Такая обстановка угнетает ребенка, а развитие может затормозится.

Выходом из этого является:

  • Обогащение среды, в которой живет ребенок. Наполните повседневность ребенка событиями, занятиями, предметами, простыми и развивающими игрушками. Игрушки должны быть разными, интересными, но в тоже время безопасными для ребенка и соответствовать его возрасту. Для совместной игры с ребенком, можно использовать игрушки, предназначенные для детей более старшего возраста. Полезными для развития детей в возрасте от 3-6 лет являются игрушки и задачи, направленные на мыслительный процесс: головоломки, пазлы, конструкторы, шахматы и другие настольные игры, кроссворды, загадки, логические игры, аналогии и т.п. — все игры, которые заставляют задумываться и решать задачи.
  • Помогите ребенку найти друзей. Для ребенка в данный период очень важно проводить больше времени с другими детьми своего или чуть старшего возраста. Чтобы они могли вместе играть и познавать новое, спорить и мириться, обсуждать интересные для них вещи, тренировать различные навыки и умения.
  • Ребенок должен сам выбирать, как ему проводить время и что для этого использовать. Позвольте ребенку свободно пользоваться в доме не только своими игрушками, но и безопасными предметами: подушки, одеяла, коврики, стулья, кастрюли, ложки, вилки, все, что позволит ребенку раскрыть свою фантазию. Он может строить из них крепость, извлекать звук и т.п. При следует четко обозначить те места, куда ребенку категорически нельзя заглядывать (может быть опасно или вы не хотите, чтобы он трогал ваши вещи).
  • Периодическое посещение новых мест. Внимание ребенка активируют прогулки по новым территориям, паркам, поездки загород, на природу, к родственникам, в другой город или заграницу и даже простая прогулка по новому маршруту. Новые и необычные места позволяют увидеть, открыть и познать что-то новое. Дети обожают места скопления интересных вещей — зоопарки, парки, аттракционы, музеи, где все можно потрогать самому и прочее. Не забывайте во время прогулок показывать и объяснять ребенку то, что он наблюдает, обсуждать детали вместе и отвечать на его вопросы, это значительно повысит эффект от таких мероприятий.
  • Соблюдайте «золотую середину»! Не пытайтесь чрезмерно завалить ребенка игрушками и распланировать все его время. Избыток развлекательного досуга, посещения различных развивающих центров, обилие игрушек  так же вреден, как и недостаток этого. Во всем нужна мера. Избыток приводит к тому, что ребенок перестает самостоятельно хотеть, и полностью отдает свою жизнь родителям, ожидая, когда вы предоставите ему очередные новые ощущения. Большое разнообразие и обилие игрушек может не давать ребенку полностью раскрыть потенциал каждой игрушки, исследовать все ее функции и применение, что может замедлять развитие фантазии.
  • Избегайте сложных заданий, которые выше способностей ребенка. Это убережет его от разочарований, потери мотивации и мнения о том, что он глупый. Задания иногда могут быть чуть выше уровня развития ребенка, но усложнять их следует постепенно, чтобы дать ему возможность плотно закрепиться на существующем уровне. Под словом задание, подразумеваются не только учебные, но и повседневные, бытовые, интеллектуальные и другие поручения, которыми наполнена жизнь ребенка.

 6. Придерживайтесь единого стиля воспитания — демократичного, но значимого

Родитель, прежде всего должен выступать для ребенка в роли друга, старшего товарища, наставника, которого не боятся, а уважают и прислушиваются. Родитель должен уважать и признавать право ребенка на собственные желания, активность и самостоятельность, признавая в ребенке настоящую личность. Родитель должен слушать и слышать ребенка, учитывать его точку зрения. Вместо того чтобы занимать позицию «над ребенком» и отдавать ему приказы, полезнее встать с ним «рядом» и начать выстраивать конструктивный диалог и доверительные отношения. Такие отношения формируют доверительные отношения, позволяют родителю достигать своего через разговор и обсуждения, минуя крики, запугивание, не вызывая у ребенка беспокойство и страх.

Особенно такой способ общения легко принимается и поддерживается ребенком, если начать практиковать его с самого раннего детства. Родитель должен вести себя последовательно и следовать одному стилю воспитания. Тогда ребенок будет точно знать правила отношений между вами. Если изменять свое поведение и правила воспитания каждый месяц или неделю, то ребенок просто не будет воспринимать и понимать вас и может вырасти нервным, поскольку вы лишаете его самого важного для развития — стабильности.

ПРОЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ: «Качества родителей для успешного воспитания ребенка»

  • Будьте примером поведения. Ребенок уже с самого рождения наблюдает за вами и перенимает от вас многое: манеры поведения, способы реагирования, действия, речь и все остальное, даже привычки. Для вашего ребенка вы всегда будете образцом поведения, даже если с ним регулярно общаются посторонние люди, сидит няня или он посещает кружки и занимается преподавателями. В первую очередь он вырастет подобием того, кем являетесь вы сами. Ваш ребенок будет отражением вас, ваших действий и вашего отношения к нему. Ребенок лучше всего впитывает и усваивает модели поведения, которые наблюдает в реальности, а не те, которым вы учите его на словах или через мультфильмы. Поэтому, для развития ребенка, вам самим нужно стать тем, кого бы вы хотели видеть в своем ребенке.
  • Сотрудничайте с ребенком. В первую очередь ребенку нужен надежный друг, а не командир, раздающий приказы или надсмотрщик за каждый его шагом. В первые годы другом и помощником должен быть родитель, который будет всегда рядом, а в случае необходимости защитит, поможет и разъяснит все спокойной форме. Совместное сотрудничество родителя и ребенка, самая оптимальная форма отношений. Она позволяет сполна раскрыться и сформироваться качествам и навыкам, необходимым для воспитания успешного ребенка и развития лидерских качеств. Поэтому договаривайтесь с ребенком, в возрасте от 3-6 лет он способен вас понять и часто сам за то, чтобы вы вместе с ним пришли к компромиссу.
  • Ребенку, как и взрослому, не нужны приказы, упреки и замечания. Если ребенок делает не так, как хотелось бы вам или ошибается, то делает это не специально, чтобы разозлить вас. Поэтому, если вы на него повышаете голос на ребенка, ругаете его, он просто не понимает, чем заслужил такую реакцию. Поэтому ребенку нужно спокойное объяснение ситуации, а не выговор. Крики на ребенка, лишь навязывают ему ваши желания и лишают собственной свободы и воли, заставляют его бездумно слушаться ваших команд. Неужели вы ставите перед собой задачу воспитать в нем раба, который выполняет чужие приказы? Если нет, тогда уважайте его личность и чувства, помогайте ему разбираться в правилах. И с каждым днем он будет все более осознанным и самостоятельным.
Mamsy

7.  Развивайте речь и общение ребенка

Ребенок живет в обществе, в мире людей, основу которого составляет речь. Речь связана с интеллектом и обеспечивают коммуникативные навыки, которые необходимы для познания мира и благополучия в нем.

Для эффективного развития речи и приобщения ребенка к миру людей, достаточно следовать нескольким рекомендациям:

  • Постоянно общайтесь, что-то обсуждайте и разговаривайте с ребенком. В возрасте с 3-6 лет ребенок начинает уже хорошо говорить и сполна понимает предложения взрослых. Взаимное общение должно стать фоном в ваших отношениях, сопровождать ваш контакт с ребенком.
  • Говорите красиво и правильно. Ребенок запомнит и выучит речь, которая звучит в вашей семье. Если вы произносите слова неправильно, и хотите, чтобы ребенок был грамотнее вас, то это тот самый момент, чтобы измениться самому. Так как ребенок усваивает и копирует ту речь, которую слышит в семье.
  • Поддерживайте общение ребенка с другими людьми. Ребенок пытается активно говорить как с детьми, так и со взрослыми людьми. С каждым из них он ведет себя по-разному. Взрослый выступают больше в качестве знатока и путеводителя в разнообразие мира. Поэтому к 5 годам, детям интересно кем они работают, чем занимаются, с кем живут, что едят, как они любят отдыхать или проводить свободное время и т.д. Ребенок также с удовольствием рассказывает взрослым о себе и своей семье. Поддерживайте и подталкивайте к таким разговорам со знакомыми взрослыми или под вашим присмотром. С другими детьми, в 3-4 года ребенок говорит больше об игрушках, игре и ее условиях. Когда ребенок становится чуть постарше, то начинает интересоваться жизнью сверстников, чем они занимаются, что любят, где были и что видели. Общение с другими детьми, тренирует не только речь, но и понимание чувств других детей, умение доносить свою позицию, выстраивать диалог и отношения со сверстниуками. Взрослый может поощрять общение ребенка со сверстниками, отводя его чаще на детскую площадку, в детские учреждения, в гости к другим детям.
  • Описывайте и обсуждайте то, что видит ребенок. Дома или на прогулке всегда можно гайти момент и тему для обсуждения. Показывайте ребенку объекты, называйте и описывайте их, сравнивайте с другими объектами, говорите про действия, что производите с ними и т.д. «Смотри, какая интересное насекомое – это бабочка. Она маленькая и имеет яркий цвет крыльев. А каких насекомых ты еще знаешь? Верно, комар насекомое, он маленький и серый». Такое общение позволит ребенку узнать новые слова, получить новые знания, и упорядочить уже имеющиеся.
  • Слушайте ребенка. Искренне интересуйтесь его рассказами и переживаниями. Отвечайте ребенку на его вопросы. Задавайте свои вопросы и слушайте его ответы, при этом проявляйте уважение к его личности (отложите телефон, планшет, компьютер, выключите телевизор, полностью посвятите себя общению с ребенком).
  • Развивайте ребенка в формате игры. В этот период важно продолжать расширять горизонты возможностей малыша. В этом родителям поможет общение с детьми в игровой форме. Через игровой процесс можно помочь ребенку улучшить речь, подготовить его к успешному старту обучения в садике и школе, развить искусство общения, заложить в характере малыша лидерские качества, повысите самооценку и ориентировать его на успех.
  • Расширяйте словарный запас и вводите ребенка в мир понятий. Наполните разговоры словами обозначающими цвет, форму, геометрические фигуры, числа и прочее. Постепенно вводите классы объектов и классификации. Например, классы животных и растений — «бабочка и муравей — это насекомые, они очень маленькие; голубь и сорока — это птицы, они умеют летать». Дни недели — «Сейчас суббота, завтра будет еще один выходной — воскресенье» и т.д. Важно упорядочивать знания ребенка по отношению к окружающему миру, чтобы внести в его жизнь постоянство и определенность.
  • Общение должно быть легким и позитивным. Ребенок должен получать положительные эмоции от общения и видеть, что оно вам нравится.
  • Используйте юмор. В возрасте от 3-6 лет ребенок очень любит шутить и смеяться. Юмор это тоже общение, которое отлично развивает интеллект и понимание других людей на эмоциональном уровне.

Статьи по теме:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *