Каждая мама после рождения малыша хочет быть уверена, что её кроха развивается правильно, своевременно овладевает различными навыками и соответствует возрастным нормам развития.
Самое главное, что хочется отметить, – нет однозначных норм, в каком возрасте должен появиться определенный навык. Есть промежуток в возрасте «от» и «до», в котором какой-то навык появляется у 95% здоровых детей. Эти промежутки были определены путем наблюдения за большим количеством детей и теперь приняты как нормативный критерий.
Ниже представлены нормы нервно-психического развития и ведущие умения у детей с рождения и до 1 года. Что должен уметь ребенок и как он развивается по месяцам вы узнаете из нашей статьи.
Если малыш укладывается в возрастные нормы, но при этом вас все же что-то смущает – проконсультируйтесь у специалиста. Врач будет ориентироваться не столько на нормативы, сколько на наличие/отсутствие рефлексов новорожденности, состояния черепных и других нервов, массу тела, тонус мышц, подвижность суставов и т.п. Другими словами, оценит, имеет ли организм малыша все ресурсы для овладения тем или иным навыком.
Нервно-психическое развитие ребенка от рождение и до года
Умения и развитие крохи в 10 дней
Новорожденный способен:
- Удерживать в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение).
- Вздрагивать и мигать при резком звуке.
Что умеет ребенок в 18-20 дней
Ваш кроха уже может:
- Удерживать в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).
- Успокаиваться при сильном звуке.
Умения ребенка в 1 месяц
- Плавное прослеживание движущегося предмета.
- Длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).
- Первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
- Лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову.
- Издает отдельные звуки на разговор с ним.
Умения ребенка в 2 месяца
- Длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого.
- Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым.
- Ищущие повороты головы при длительном звуке.
- Поворачивает голову в сторону голоса взрослого.
- Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.
- Длительное сосредоточение на другом ребенке
- Лежа на животе поднимает и некоторое время удерживает голову.
- Повторно произносит отдельные звуки.
Умения ребенка в 3 месяца
- Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).
- Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор).
- Ищет глазами ребенка, издающего звуки.
- Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.
- Лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья, высоко подняв голову.
- При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.
- Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
Умения ребенка в 4 месяца
- Узнает маму (радуется).
- Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его.
- По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию.
- Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления».
- Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним.
- Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.
- Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.
- То же что и в 3 месяца, но более ярко выражено.
- Гулит.
- Во время кормления придерживает руками грудь мамы или бутылочку.
Умения ребенка в 5 месяцев
- Отличает близких людей от чужих по внешнему виду, по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого.
- Узнает голос мамы или близкого человека.
- Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи.
- Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку.
- Четко берет игрушку из рук взрослого.
- Удерживает в руке игрушку.
- Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.
- Переворачивается со спины на живот.
- Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
- Подолгу певуче гулит.
- Ест с ложки полугустую и густую пищу.
Умения ребенка в 6 месяцев
- По разному реагирует на свое и чужое имя.
- Уверенно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую.
- Переворачивается с живота на спину.
- Передвигается, переставляя руки или немного ползая.
- Произносит отдельные слоги (начало лепета).
- Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
- Пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи.
Умения ребенка в 7 месяцев
- Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и пр.
- Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях.
- На вопрос «где» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте.
- Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.
- Пьет из чашки, которую держит взрослый.
Умения ребенка в 8 месяцев
- Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет.
- Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими.
- Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.).
- Сам садится, сидит и ложится.
- Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается.
- Переступает держась за барьер.
- На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах.
- По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например «Ладушки», «Дай ручку» и др.
- Громко, четко и повторно произносит различные слоги.
- Ест корочку, которую сам держит в руке.
- Пьет из чашки, которую держит взрослый.
Умения ребенкав 9 месяцев
- Танцевальные движения под плясовую мелодию.
- Догоняет ребенка, ползет ему на встречу.
- Подражает действиям и движениям другого ребенка.
- С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.).
- Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.
- На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного месторасположения.
- Знает свое имя, оборачивается на зов.
- Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые есть в его лепете.
- Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая рукой.
- Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).
Умения ребенка в 10 месяцев
- Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.
- Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (открывает, закрывает, вынимает, вкладывает).
- Действия с предметами принимают устойчивый характер.
- Заходит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, сходит с нее.
- Идет вперед с поддержкой за обе руки.
- По просьбе «дай» находит знакомые предметы среди других и дает их.
- При заигрывании с ним («догоню-догоню», «Сорока-ворона», «прятки» и др.) выполняет разученные действия или движения.
- Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев.
Умения ребенка в 11 месяцев
- Радуется приходу детей.
- Избирательное отношение к детям.
- Овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца на стержень).
- Стоит самостоятельно.
- Делает первые самостоятельные шаги.
- По словесной подаче выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.).
- Появляются первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, подает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины, часы и пр.).
- Произносит первые слова-обозначения, например: «ав-ав», «кис-кис», «дай».
- Умения и навыки закрепляются.
Умения ребенка в 12 месяцев
- Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову).
- Узнает на фотографии знакомого взрослого, маму.
- Протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая смехом и лепетом.
- Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.
- Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.).
- Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу и др.).
- Ходит самостоятельно (без опоры).
- Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей.
- Выполняет отдельные поручения («найди», «принеси», «отдай тете», «положи на место») и др.
- Понимает слово «нельзя» прекращает действие.
- Некоторые слова взрослых понимает под обобщенным характером.
- По просьбе взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками.
- Легко подражает новым слогам.
- Произносит 5-10 облегченных слов.
- Самостоятельно пьет из чашки (держит руками и пьет)