Адаптация ребенка — это приспособление его организма к новым условиям и обстановке, с новым окружением и новыми отношениями.
Дезадаптация – незавершенность процесса адаптации. Любые причины, затрудняющие обучение ребенка в школе можно отнести к понятию школьной дезадаптации. Это сложный многофакторный процесс, имеющий как медико-биологические, так и социально-психолого-педагогические корни.
Основные причины школьной дезадаптации
Стрессовые факторы для начинающего школьника:
- напряжение в процессе обучения, связанное с усвоением большого объема знаний;
- статическая нагрузка при нахождении в вынужденной позе;
- необходимость общения и работы в большом коллективе.
3 периода адаптации ребенка к обучению
Выделяют 3 основных периода адаптации ребенка к обучению в школе:
- Адаптация ребенка в 1-м классе – адаптация к школе (приспособление к коллективу, учителю, школьному режиму, классно-урочной системе).
- Адаптация ребенка в 5-м классе – адаптация к среднему звену школы (кабинетная организация учебного процесса, различный стиль педагогической работы учителей, самостоятельная организация учебы, новый классный руководитель).
- Адаптация ребенка в 10-м классе – адаптация к старшему звену школы (переформирование классного коллектива, профессиональное обучение, рост учебной нагрузки).
Виды школьной дезадаптации, к которым приводят школьные проблемы
Выделяют 3 основных компонента школьной дезадаптации:
- Когнитивный (неуспеваемость, недостаточность знаний, навыков ребенка).
- Личностный (эмоционально-оценочный – отношение ребенка к обучению).
- Поведенческий (нарушение поведения ребенка в школе).
Оптимальный возраст для обучения поступления в школу?
Оптимальным для поступления в школу считается возраст не 6 лет (на 1 сентября). А 6,5-7 лет. Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для физического, функционального и психического развития. По мнению психологов, именно в это время формируются многие психологические новообразования: механизмы регуляции поведения, ориентация на социальные нормы и требования, самооценка и т.д. Интенсивно созревает кора головного мозга, развиваются все познавательные функции (прежде всего организации и произвольной регуляции деятельность).
У школьников младшего возраста психоэмоциональные реакции иногда продолжаются несколько месяцев, школьники старшего возраста реагируют индивидуально.
Как понять, адаптировался ли ребенок к обучению в школе?
Критерии социально-психологической адаптации ребенка к обучению в школе:
- эффективность учебной деятельности;
- усвоение школьных норм поведения;
- успешность социальных контактов;
- эмоциональное благополучие.
3 этапа адаптации ребенка к школе
Основные 3 этапа адаптации детей к обучению в школе:
- Ориентировочный – физиологическая бурная реакция и значительное напряжение всех систем организма; продолжительность от 2-3 недели.
- Неустойчивое энергозатратное приспособление организма к стрессовым воздействиям; продолжительность от 1-2 недели.
- Устойчивое приспособление с оптимальным вариантом реагирования на нагрузку.
Общая продолжительность адаптации от 5-6 недель, но может затягиваться до 9 недель.
Реакции ребенка на адаптацию к обучению в школе
Детям раннего школьного возраста преимущественно свойственны реакции активного и пассивного протеста (оппозиции), отказа, уходы из дома, мутизм. Реакции протеста нередко протекают в форме нарушения соматовегетативных функций (рвота, энурез, энкопрез, отказ от еды), часто в сочетании с расстройствами поведения. Реже возникают реакции имитации, компенсации и гиперкомпенсации. Для подростков более характерны реакции эмансипации, группирования. Это стремление высвободиться из-под опеки родных, воспитателей и всех взрослых выражается в форме скрытого или открытого сопротивления порядкам. Попытки уйти от контроля, в аномальных увлечениях.
Как проявляется дезадаптация
Признаки дезадаптации ребенка к обучению в школе
- Субъективным индикатором, отражающим неудовлетворенность ребенка пребыванием в школе выступает его сниженный эмоциональный статус;
- Объективным индикатором – когнитивный дефицит.
- Поведенческие реакции: оцениваются настроение, социальные контакты, игровая и познавательная деятельность, соблюдение дисциплины, наличие агрессии и страха, двигательная активность, сон, аппетит.
- Невротические реакции: беспричинные боли в животе, энурез, нарушения сна, тики, сосание пальца, обгрызание ногтей. Выявляют при помощи анкетирования родителей.
- Частота ОРЗ и обострений хронических заболеваний.
- Динамика физических характеристик: масса тела, динамометрия, артериальное давление, спирометрия и др.
О наличии трудностей адаптации ребенка к обучению в школе свидетельствуют следующие признаки:
- утомленный внешний вид ребенка;
- подавленное настроение, вялость, беспокойный сон, трудности утреннего пробуждения;
- нежелание ребенка делиться впечатлениями, отрицательное или безразличное отношение к школе, выполнение поручений без желания;
- жалобы на события, связанные со школой;
- негативные характеристики в адрес учителей, одноклассников;
- отсутствие близких друзей, частые конфликты в школе;
- фрагментарное усвоение учебного материала, резкое снижение успеваемости, нерегулярная подготовка к урокам, нежелание выполнять домашние задания;
- необходимость постоянного контроля со стороны взрослых;
- нарушение дисциплины.
Нередко школьная дезадаптация выступает маркером психических заболеваний в виде «школьной фобии» или школьного невроза, депрессивных расстройств, проблемы адаптации. Не решенные в младших классах, могут явиться фундаментом отклонений психосоциального развития на последующих этапах созревания, особенно в подростковом возрасте.
Большое значение в современном обществе имеют заболевания подростков, связанные с информационной перегрузкой. Информационный стресс формируется при сочетании с дефицитом времени или при дефиците информации, но в обоих случаях – в условиях высокой мотивации поведения.
Советы родителям для успешной адаптации ребенка к обучению в школе
Используются различные средства, включая методы физической (им отдают преимущество) и психологической реабилитации.
- Психологическая коррекция подразумевает изменение поведения взрослых – так называемая позитивная модель отношения взрослых к ребенку. Опираются на сильные стороны ребенка с целью укрепления его самооценки:
- проявляют веру в ребенка, избегая подчеркивания его промахов;
- демонстрируют любовь и уважение к ребенку, вносят юмор во взаимоотношения;
- проводят с ребенком больше времени.
2. Средства медикаментозного лечения синдрома школьной дезадаптации, астенических расстройств, для улучшения процессов обучения и памяти:
- Церебропротекторы и ноотропные препараты – Пирацетам, Ноофен, Энцефабол, Церебролизин, Пантогам, Пантокальцин, Нооклерин и др.
Данная группа препаратов обладает ноотропным эффектом, способствует ускорению психического развития, улучшает стимуляцию аналитической и психомоторной деятельности. Повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ. Стимулирует анаболические процессы в нейронах. - Нейропептиды – Церебрамин, Семакс и др.
- Аминокислотные композиты – Лецитин Холин. Провит, Севит, Элькар, Глицин.
- Комплексные препараты – Кортексин.
- Ангиопротекторы – Циннаризин, Вимпоцетин, Кавинтон, Сермион, Мемоплант.
- Антиспастические препараты – Мидокалм, Баклофен.
Внимание! Медикаментозная терапия имеет свои особенности и противопоказания, препарат, его дозу и длительность терапии подбирает врач.