Ребенок не говорит в 2-3 года, как разговорить и что делать родителям

Ребенок не говорит в 2-3 года, как разговорить и что делать родителям

Малышу исполнилось 2, а затем 3 годика, а он еще не разговаривает? Такая проблема, на сегодняшний день является достаточно распространенной. Мамы переживают, паникуют и не знают, к кому обращаться. Что делать? Во-первых, необходимо успокоиться и не паниковать, излишняя эмоциональность в этом вопросе ни к чему.

Ваш ребенок развивается нормально, но отличается от других детей только тем, что начинает говорить позже. Это может отражаться на формировании психического развития ребёнка и затрудняет его общение со взрослыми людьми и детьми. На этом фоне могут нарушаться познавательные процессы.

Предпосылками развития речи служат потребности в эмоциональном общении с родителями и другими взрослыми.

Речь считается важным компонентов общего развития ребёнка. Такие психические познавательные процессы, как память, внимание, мышление и воображение напрямую связаны с пониманием речи окружающих. Поэтому в дальнейшем и требуется много работы, ведь нужно нагнать упущенное время, когда ребенок еще не говорил.

Для своевременной коррекции задержки речи важно знать этапы ее формирования и особенности развития.

Этапы формирования речи

Подготовительный. Этап начинается с момента рождения и длится до 1 года. На этом этапе речь появляются голосовые реакции, которые проявляется в виде плача, крика, лепета, гуления. К концу 1 месяца кроху можно успокоить колыбельной. Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую, добрую — оживляется, на резкую — плачет.

В 2 месяца появляется гуление и к началу 3-го месяца— сочетание звуков, лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па и другие). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. С 6-12 месяцев малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, пи-пи, ням-ням). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей, при которых происходит запоминание слов и реакция на них. В возрасте 7—9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым, все более и более разнообразные сочетания звуков. С 10—12 месяцев у ребенка появляются реакции на слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

Внимание! В этот период времени самым важным является те условия, обстановка в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым их поведение и другое). К концу первого года жизни ребенка появляются первые слова.

Преддошкольный. Этап первоначального овладения языком начинается с 1 года и продолжается до 3 лет. В этот период малыш начинает понимать, что звуки можно комбинировать и различает слова. А эти комбинации использовать для удовлетворения своих потребностей. Например, позвать папу, маму, сказав: «па-па», «ма-ма»…  Ребенок при помощи жестов может отвечать на вопросы, а интонация помогает выражать эмоции, такие как радость, злость или страх. С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. В это период дети много и охотно повторяет за окружающими и сами произносит слова. При ребенок может путать звуки, переставлять их местами, искажать или опускать.

Дошкольный. Этап развития речевого общения начинается в 3 года и продолжается до 7 лет. Ребенок проделал огромный путь для того, чтобы научиться распознавать речь и уметь её применять на практике и теперь он умеет общаться. В этом возрасте ребенок начинает говорить не только отдельные слова, но и словосочетания из двух, трех, четырёх и более слов. На данном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях, формируется фонематическое восприятие. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4—6 годам достигает 3000—4000 слов. У ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

Школьный. Начинается с 7 до 17 лет. Этап связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе. Главная особенность развития речи у детей с 7-17 лет по сравнению с предыдущим этапом — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи. Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Таблица нормального развития речи

Возраст Форма речи
1–2 мес Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2– 3 мес Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4–5 мес Попытки повторения слов за взрослым
8 месяцев – 1 год 2 мес Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
1 год 6 мес – 2 года 2 мес Объединяет по 2-4 слова в предложения
1 год 9 мес – 2 года 6 мес Начинается период вопроса: «что это?»
2 года 4 мес – 3 года 6 мес Пытается строить предложения с использованием чисел
2 года 6 мес – 3 года 5 мес Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)

Таблица необходимого словарного запаса

Возраст Количество слов
1 год 9 слов
1,5 года 39-100 слов
2 года 200-400 слов
3 года 1000-1100 слов
4 года 1600-1926 слов

Если вашему малышу 2, 3 или 4 года и он еще не разговаривает, или разговаривает плохо, следует выяснить причины задержки речи. Можно обратиться к специалистам, таким как логопед, психолог, детский невролог, психотерапевт и отоларинголог. Они помогут помочь установить истинные факторы, повлиявшие на то, что ребёнок не начал разговаривать в 2 либо 3 года. А также устранить их для того, чтобы поспособствовать речевому развитию.

Ребенок не говорит в 2-3 года, как разговорить и что делать родителям

Причины, почему малыш не говорит в 2-3 года

Мнение современных психологов и логопедов разделились на 2 группы: одни уверены, что детям до 5 лет к помощи специалистов прибегать не стоит, если на это нет серьезных причин, другие считают, что решать вопрос нужно как можно раньше, поскольку, чем младше ребенок, тем легче скорректировать проблему. Но понимать, что без попыток разговорить ребенка самостоятельно ы домашних условиях, специалист мало чем поможет.

Психологи и специалисты утверждают, что четких возрастных границ, когда ребенок должен заговорить не существует, все индивидуально. Некоторые малыши начинают лепетать уже в 1,5-2 года, а словарный запас других в 2,5-3 года составляют 30-50 слов. А есть случаи, когда ребенок начинает говорить в 3, 4, 5 лет и это не отражается на его умстенном развитии.

Распространенные причины молчания ребенка 2-3 лет, которые нуждаются в коррекции:

  • Проблемы со слухом. У ребенка может наблюдаться снижение слуха, но при этом он реагирует на шум и звонкие громкие звуки, но не отчетливо слышит речь и, соответственно, в дальнейшем возникают трудности с формированием речи. Важно восремя обратиться к отоларингологу.
  • Патологии органов ротовой полости. Короткая уздечка языка, аденоиды, расщепление неба, что из-за дискомфорта может мешать ребенку издавать звуки.
  • Нарушения работы мозга и центральной нервной системы. Эти патологические состояния могут возникнуть, вследствие родовых или других травм, как правило они заметны и проявляются уже в первый год жизни малыша. Данные состояния требуют коррекции и постоянного контроля взрослых.
  • Аутизм. На сегодняшний день, несмотря на обширные исследования, точные причины возникновения заболевания неизвестны. Симптомы аутизма возникают вследствие изменений в различных системах мозга, происходящих во время его развития. Аутизм проявляется отсутствием социальной или эмоциональной взаимности, стереотипный или повторяющийся характер использования речи или речевая идиосинкразия, постоянный интерес к определённым деталям или предметам. Ребенок живет в своем мире. Конечно, в данном случае требуется помощь детского психолога, невролога.
  • Стресс из-за появления младшего брата или сестры. Многие дети ревностно воспринимают новость о новом члене семье, особенно если родителям не удается распределить свое внимание между детьми равномерно. Возможно, у малыша есть подсознательное желание оставаться «маленьким», тем самым он требует больше внимания к своей персоне. Родителям следует больше времени уделять ребенку и его психическому состоянию, чтобы он почувствовал любовь, заботу и внимание.
  • Недостаточное внимание со стороны взрослых. Когда ребенок часто слышит «Тише», «Помолчи», «Не до тебя сейчас», «Я так устала» и его настойчиво пытаются сделать «удобным». В этом случае ребенок может замкнуться в себе, чтобы не мешать своими разговорами и действиями. В это время могут развиться комплекс неполноценности, основанный на непонимании и недостатке любви со стороны близких людей. Родителям стоит пересмотреть свое отношение и поведение и сменить тактику воспитания.
  • Влияние гаджетов. Гаджеты негативно влияют на детскую психику, физическое развитие и здоровье детей. Чрезмерное увлечение телевизором, компьютерными играми или постоянный просмотр мультиков негативно сказывается на развитии в целом, вплоть до отставания в развитии. Взрослым порой удобно, что малыш чем-то занят, но последствия не заставят себя ждать.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия. Напряжение отношения между членами семьи, постоянные ссоры и конфликты, отсутствие одного из родителей или же гиперопека также могут приводить к тому, что ребенок начинает разговаривать позднее.
  • Испуг. Ребёнок может перестать разговаривать вследствие перенесённого стресса либо страха. Порой нарушения проявляются в заикании, порой дети замолкают вообще.

Другие причины, не требующие внимание специалистов, которые отображают индивидуальные особенности ребенка:

  • Генетическая предрасположенность. Если кто-то из родителей или ближайших родственников начал говорить в 3 года или более позднем возрасте, то с большой вероятностью ребенок унаследует такую особенность.
  • Особенность темперамента ребенка. Более спокойные и флегматичные дети могут начать общаться позже, это те дети, о которых говорят «молчал-молчал, а потом начал говорить целыми предложениями». Темперамент передается генетически, поэтому родителям нужно в первую очередь проанализировать себя.
  • Братья или сестра-близнецы. Такие дети могут начать говорить позже, потому что рядом с ними с рождения есть самый близкий человек, который их понимает.
  • Чрезмерный комфорт в семье. Малышу итак, достаточно комфортно, ведь близкие понимают его без слов, по звукам и жестам. В данном случае у ребенка не возникает потребности к общению. При этом такой малыш сам все понимает, выполняет просьбы родителей, без особых проблем находит предметы, животных и людей, о которых его спрашивают или просто упоминают в беседе.
  • Сосание пустышки. Если во рту малыша постоянно находится пустышка, это мешает ему разговаривать. Длительное сосание может способствовать нарушению артикуляции. Многие дети, отказавшись от соски сразу начинают разговарить.

Есть заблуждение, что мальчики начинают говорить позже девочек. Это не имеет под собой доказательной базы — развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально и зависит от многих других факторов, и половая принадлежность здесь роли не играет.

Когда родителям бить тревогу?

Прежде всего, необходимо внимательно понаблюдать за ребенком тому, кто ежедневно проводит с ним максимальное количество времени. Как правило, это мама или папа. Наблюдательные родители  смогут выявить точную причину лучше любого специалиста.

Поводами обратиться к специалисту считаются:

  • явное отставание в физическом развитии: слишком маленький рост, вес, пассивность ребенка;
  • с 4-5 месячного возраста кроха не реагирует на появление близких оживлением, улыбкой, лепетом;
  • к 6 месяцам малыш не реагирует на интонацию или слова, не гулит;
  • к 1,5 годам малыш не реагирует на просьбы, например «дай игрушку», «подойти ко мне»;
  • к 2,5 годам кроха не показывает пальцем на предметы, называемые родителями, его словарный запас минимальный;
  • к 3 годам малыш не выражает эмоции, не знает частей тела и простейших бытовых предметов.

Все эти симптомы могут указывать на патологические состояния, которые и являются причиной задержки речевого развития, в данном случае необходимо помощь специалистов. Они смогут не только назначить коррекцию и лечение, а также отличить обычную темповую задержку речи от тяжёлой патологии речевого развития.

Что такое алалия?

Почему ребёнок не говори в 2-3 года, или разговаривает очень плохо? Это может возникать из-за патологии нервной системы, которая приводит к речевой задержке — алалия. Её сложно диагностировать, но если выявить на ранних сроках, есть все шансы исправить проблему.

Существует сенсорная алалия и моторная алалия. При сенсорной алалии ребенок не воспринимает речь, он не может отделить одно слово от другого. Можно заметить, как малыш повторяет последнюю фразу за другими людьми или повторяет вопрос. Это называется эхолалия и порой присутствует при аутизме. Речь других звучит фоном, соответственно для мозга не поступает достаточное количество информации, почему и возникает со временем задержка умственного развития.

Степени моторной алалии, в зависимости от поражения мозга:

  • 1 степень. Ребёнок не начал говорить до 3-х лет, но потом начинается период, когда он разговаривает обрывками слов, как будто «глотает» окончания.
  • 2 степень. Ребенок понимает то, о чём идёт речь, то сам не в состоянии в точности повторить услышанное.
  • 3 степень. Ребенок может делать ошибки в неправильной перестановке слогов местами, использовать неверный падеж. Обычно это сопровождается неразвитой моторикой, когда сложно даются простые движения. При этом страдает мышление и память.

Алалии возникают при травмах или опухолях мозга, при патологии центральной нервной системы и сложных родах, а также, если возник резус-конфликт с матерью. Поэтому в данном случае важно показать малыша специалистам, если он не разговаривает и присутствует хоть одна из перечисленных причин.

Ребенок не говорит в 2-3 года, как разговорить и что делать родителям

Вам может быть интересно: «Развитие ребенка в 3 года: что нужно знать родителям»

Рекомендации для родителей при задержке речи

Что делать родителям, если их ребенок не разговаривает либо говорит неохотно и плохо:

  • Обратиться к специалистам. С помощью специалистов стоит исключить физические и психические патологии. Если они выявлены, то придерживаться необходимых профессиональных рекомендаций.
  • Наладить гармоничную атмосферу в семье. Не ругаться, стараться избегать конфликтов и напряженных ситуаций. Каким бы ни было ваше настроение, ребенок нуждается в комфорте, опеке и радостном расположении духа. Ему должно быть спокойно и у него не должно возникать тревоги и сомнений, что он самый любимый. Ребенок может воспринимать разлад родителей по-другому и винить в этом себя. На этой почве формируется комплекс неполноценности, способный повлиять на всю дальнейшую жизнь.
  • Уделять малышу достаточно внимание. Несмотря на усталость и трудности. Это ему жизненно необходимо для полноценного развития нервной системы и психического развития.
  • Режим дня. Для того чтобы развивать речь малыша, важно придерживаться чёткого распорядка дня. Сюда включено: правильное питание, прогулки на свежем воздухе, игры, чередование сна и отдыха. Это будет способствовать его полноценному развитию и здоровью. В бодром состоянии и в хорошем настроении ребенок будет гораздо активнее и с ним проще идти на контакт, и соответственно легче делать первые шаги в речевом развитии.
  • Постоянное общение. Чаще разговаривайте с ребёнком, как со взрослым. Обращайтесь к нему, советуйтесь, спрашивайте, рассказывайте об окружающем мире, о себе. Делитесь переживаниями или счастливыми событиями. Это будет способствовать развитию речи и научит ребенка лучше понимать себя и свои реакции. К тому же это поможет создать доверительные и близкие отношения между вами. Ребенок лучше развивается, когда ощущает внимание и заботу близких.  Это закладывает в нем нормальную самооценку и собственную значимость для окружающих.
  • Чаще читайте. Если малыш не разговаривает либо говорит неохотно и плохо – проводите больше времени вместе, весело, познавательно и активно. Чаще играйте, занимайтесь вместе уборкой и другими домашними делами, проводите время на природе или заведите домашнее животное. Когда ребенок принимает участие в чем-либо вместе со взрослыми, он вовлечен в процесс и старается подражать им, это мотивирует и развивает речевые способности.
  • Играйте в развивающие игры с ребенком. Несложные пазлы, карточки с животными либо предметами будут пополнять его словарный запас и стимулировать повторять за вами верное произношение. Главное, не ругайте и не давите на малыша, и тем более не заставляйте делать то, что не нравится. Так вы только усугубите ситуацию и спровоцируете негативизм. Увлечённые интересной игрой дети, часто сами стараются выговаривать слова.
  • Предлагайте закончить фразу. Это работает в тех случаях, когда ребёнок понимает, но «лениться» говорить о своих желаниях, поскольку взрослый их предугадывает. К примеру, «Сегодня после обеда мы будем…», «Ты хочешь читать…». Это также помогает распознавать свои потребности и понимать, что родители прислушиваются к его мнению и желаниям.
  • Развивайте мелкую молорику. Мелкая моторика играет важную роль в активизации речевого центра. Можно вместе лепить из теста или пластилина, перебирать крупу или макаронные изделия, рисовать пальчиковыми красками. Сегодня в детских магазинах можно купить кинетический песок, который понравится даже взрослым. Хорошо развивает моторику и тренирует внимание различные шнуровки, когда малыш пытается продеть кончик в дырочку. Рассыпьте в чашу разноцветные бусины и пуговицы,  расскажите про их цвет, размер по отношению друг к другу и формы. Чаще читайте и рассказывайте сказки. Стишки, потешки, частушки и сказки также отлично развивают 2,3 летнего ребёнка и создают при этом хорошее настроение. А колыбельные песенки расслабляют и вызывают ощущение спокойствия, комфорта и безопасности.
  • Посещайте детские кружки. Если малыш плохо говорит, посещайте чаще детские кружки, площадки, парки и игровые центры. Когда дети начинают играть со сверстниками, которые уже разговаривают, то могут копировать эту модель поведения, повторять так, как делает другой ребенок. Возможно родители привыкли понимать и угадывать потребности своего ребёнка без слов, а малознакомые люди, наоборот будут стимулировать подключение речевого центра.
  • Начните ходить в детский сад. Если ребенок не разговаривает 3 года, может быть пришло время отдать его в детский сад. В компании своих друзей он сможет разговориться. Важно подготовить малыша к саду. Объяснить воспитателям, что малыш пока не разговаривает , главное, чтобы на него не давили и не требовали. Как показывает практика, после адаптации к новым условиям, дети начинают говорить.

Вам может быть интересно: «Развивающие игры для детей от 3 лет: 17 игр для развития»

Чем раньше вы начнёте коррекционную работу, тем проще вашему малышу будет заговорить.

Развитие личности получает свое начало в семье. Семья на ранних этапах жизни малыша является единственной, и одной из наиболее важных социальных групп. Только родители могут создать благоприятные условия для комфортного развития ребенка, которые позволять сформировать эмоционально стабильную, самодостаточную, творчески ориентированную личность.

Вам может быть интересно: «Качества родителей для успешного воспитания ребенка»

Запомните, что базовые структуры психики формируются тогда, когда ребенок находится в полной зависимости от родителей и требует условий, соответствующих его базовым потребностям.

Прежде чем обращаться к специалистам, родителям нужно внимательно понаблюдать за ребенком и выявить факторы, которое могут влиять на задержку речи. Возможно, ребенок в чем-то испытывает дискомфорт, стесняется, у него плохое настроение или другие причины. Никогда не сравнивайте своего ребенка с окружающими детьми, поскольку каждый человек имеет свои индивидуальные особенности тем более не стоит делать поспешных выводов

Вам может интересно: «Развитие и обучение детей: ментальная арифметика»

1 Comment

  1. Мамы и папы, не переживайте, если ваш малыш не разговаривпет в 2, 3 года, потому что расскажу на своем примере! Мой сынок раговорил в 3,6 года, сначала уу, пальцем показывал, а потом начал предложениями говорить, песни петь и стихи рассказывать. Я сначала переживала, что ребенок не разговаривает, ведь сверстники уже болтают. А потом все само собой разрешилось. Я очень рада. Когда мой малыш не разговаривал, я общалась с другими родителями и выясняла у них про их детей, и мне рассказывали даже такие случаи, когда дети начинали говорить в 4, 5, 6 лет и потом хорошо учились в школе и т.д. на умственное развитие ребенка это не повлияло! Так что не переживайте! Я не знаю ни одного взрослого, который бы не заговорил!!!! Конечно, не беру случаи, когда какие то врожденные дефекты. А так все разговаривают и постоянно учаться!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *