Развитие и обучение детей: ментальная арифметика

Ментальная арифметика для детей

Ментальная арифметика является одной из самых молодых и перспективных методик детского образования. Простыми словами ментальная арифметика – это способ обучения быстрому счету. Она подходит для развития детей в возрасте от 4 – 16 лет. В основе программы лежит система арифметических действий с помощью специальных китайских и японских счет – абакуса и соробана.

Зачем ребенку осваивать ментальную арифметику?

Ментальная арифметика способствует развитию детского интеллекта, ее принцип построен на обучении быстрому счету в уме по необычной методике. Во время освоения данной техники у ребенка развивается воображение и логика, тренируется память, дети учатся быстро и легко справляться со сложными примерами по математике.

История развития

Интересная методика была разработана ученым из Турции Халитом Шеном, хотя имеет древние корни. В основу ее положен древний счеты-абакус, которые были придуманы в Китае еще 5 тысячелетий назад. В Китае они называются суаньпань, а в Японии – соробан. Это самый главный инструмент, который был придуман для того, чтобы люди научились быстро и правильно считать. Можно сказать, что абакус — это прародитель современного калькулятора. Однако устройство древних счетов, по мнению экспертов, оказалось более полезным для развития мышления детей. Их применение в образовательном процессе и поспособствовало формированию новой методике, которая получила название «ментальная арифметика», или «менар».

Впервые она была запущена в 1993 году в Азии. В настоящее время действует около 5 тысяч образовательных центров в 50 странах, которые обучают устному счету. Наиболее активными в этом плане являются школы США, Австрии, Канады, Австралии, Таиланда, Китая и Ближнего Востока. Открываются специализированные центры в России, Казахстане и в Киргизии. Так, уже высоких результатов и оценок родителей достигла ментальная арифметика в Астане и Москве.

Чтобы вам было легче определиться, стоит ли вашему ребенку обучаться ментальной арифметике, мы рассмотрим, насколько это умение необходимо для успеваемости в школе и как необычная методика вычислений отражается на мышлении ребенка.

Кому подходит эта методика обучения?

С научной точки зрения, во время обучения ментальной арифметике происходит активизация мышления, что предполагает интенсивное наращивание нейронных связей. Нейронные связи делают нас такими, какие мы есть, поэтому их нужно стимулировать и подкреплять. Их качество влияет на работу внутренних органов, на интеллектуальные способности и эмоциональную стабильность. Человек может запоминать информацию благодаря нейропластичности мозга, а у детей нейропластичность выражена гораздо отчетливее. Детский мозг растет, развивается и изменяется. Каждый новый опыт побуждает к переменам в его структуре и функциях.

Нейронные связи головного мозга развиваются, когда человек находится в обогащенной стимулами среде.

Занятия Ментальной арифметикой помогают натренировать нейронные связи головного мозга вашего ребенка, развивается скорость и качество его мышления. Это можно сравнить со спортивными тренировками. Обучаться данной технике рекомендуется детям от 4 до 16 лет, именно в этом возрасте мозг наиболее пластичен. Поэтому методика разработана специально для детей данного возрастного периода.

Возможно, дети, которые не проявляют интерес к точным наукам или неуверенно чувствуют себя, решая примеры по математике, найдут в занятиях ментальной арифметикой творческое начало, которое поможет им заинтересоваться учебой и проявить себя.

Специфическое умение считать в уме необычным способом придает уверенности и смелости, чтобы справляться с трудностями в учебе и поможет повысить успеваемость в школе, поскольку после занятий память ребенка улучшается, и он быстрее осваивает материал.

Ментальная арифметика для детей

Чем полезна ментальная арифметика?

Ментальная арифметика развивает воображение и логику, улучшает память. Дети начинают обучение, пользуясь специальными счетами (в Китае их называют абакус, в Японии — соробан). Постепенно они закрепляют образ этого инструмента в уме и работают, далее подключается воображение.

Занятия с абакусом положительно влияют на развитие мелкой моторики, соответственно, и на гармоничное развитие правого и левого полушарий мозга.

Благодаря развитию воображения расширяются познавательные возможности ребенка, повышается интеллект, и раскрываются заложенные в нём таланты.

Что развивает ментальная арифметика

Благодаря занятиям ментальной арифметикой развиваются оба полушария мозга.

  • Левое полушария отвечает за языковые способности, контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание, вычисления.
  • Правое полушарие является ответственным за воображение, креативное мышление, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, сочинять. Совмещая рациональное и творческое, ментальная арифметика помогает развить оба полушария и за счет этого добиться больших успехов в решении математических задач.

Улучшает память

Ребенок запоминает новую технику, образ счетов, множество определенных манипуляций. Все это активно тренирует память. Если интенсивно работать в этом направлении с детства, то в будущем запоминать большие объемы информации для него не составит труда.

Тренирует концентрацию внимания и развивает упорство

Такая необычная и сложная техника вычисления требует полной сосредоточенности, поэтому ребенок с самого первого занятия тренирует выдержку и силу воли для достижения результата. Он учится терпению и упорству, которое пригодится в будущем для достижения поставленных целей.

Развивает математические способности

Поскольку в первую очередь, ментальная арифметика — это комплекс навыков и умений, предполагающий общее развитие интеллекта. Но не стоит забывать, что, прежде всего техника сосредоточена именно на арифметических вычислениях и существенно облегчит ребенку процесс обучения математике в школе.

Дочки-Сыночки

Можно ли заниматься ментальной арифметикой дома?

Обучать ребенка счету на абакусе не обязательно в специализированных центрах. Если родители мобильны, готовы тратить время и силы на самообразование и развитие детей, то домашние занятия по ментальной арифметике станут не только хобби, но и семейным видом общения через своеобразную игру.

Плюсы методики

  • Развитие мышления и мелкой моторики.
  • Работа со счетами — это еще и тренировка движений пальцев, которая развивает их ловкость и цепкость.
  • Умение быстро считать в уме.
  • Это умение положительно отразится на учебе, и пригодится в жизни.
  • Улучшение памяти.
  • Ребенку, осваивающему ментальную арифметику, будет значительно легче запоминать большие объемы информации по всем предметам.
  • Повышение интереса к учебе.
  • Незаурядный метод вычислений и множество интересных фактов помогут ребенку понять, как много полезного и увлекательного можно найти на уроках в школе.
  • Высокая концентрация внимания.
  • Занятия ментальной арифметикой требуют внимательности и сосредоточения, и это умение остается с ребенком и на уроках в школе, и в момент выполнения домашних заданий.

Минусы методики

  • Ребенок спешит и допускает ошибки в решении.
  • В период обучения ребенок с азартом «скачет» по цифрам, торопиться, чтобы сделать все как можно быстрее. Иногда дети не вдумаются и допускают ошибки. Регулярные занятия помогут устранить этот эффект, когда ребенок привыкнет к таким тренировкам.
  • Ребенка можно перегрузить столь интенсивными занятиями.

Освоение ментальной арифметики — это интеллектуальный труд. Важно соблюдать правильный режим и не допускать переутомления. Не стоит заставлять ребенка заниматься слишком много, ведь он может устать и физически, и морально, а в дальнейшем интерес к обучению пропадет.

Как проходит обучение ментальной арифметике?

Как правило, первые результаты обучения ментальной арифметике заметны через 2–3 месяца после начала еженедельных занятий и выполнения ежедневных коротких домашних заданий. Чтобы полностью овладеть техникой, ребенку потребуется примерно 2 года постоянных занятий, но не забывайте, что способности у всех детей разные, есть и те, кто обучается быстрее.

В первый год ребенок освоит действия на сложение и вычитаний чисел, а второй большой этап — умение умножать и делить.

Как правило, дети начинают обучение ментальной арифметике уже с раннего возраста, все занятия построены в игровой форме. А как известно, преимуществом использования на занятиях игровых форм обучения в том, что игровая деятельность как средство обучения обладает мотивированностью на обучение, при котором полностью отсутствует принуждение. Педагоги стремятся увлечь ребенка и дать ему мотивацию к тренировкам.

Перед тем как начать обучение ментальной арифметике, для начала проконсультируйтесь с педагогом и протестируйте ребенка, чтобы увидеть его потенциал и понять, готов ли он осваивать эту методику. Главное не бойтесь пробовать новые, прогрессивные способы развития мышления вашего ребенка, и вы увидите, каких успехов он сможет достичь в своей жизни.

1 Comment

  1. Мы начали заниматься ментальной арифметикой в 4,5 года, точнее сынок! В школу мы пошли и умели замечательно считать и решать несложные математические задачи. Преподаватель попалась очень коммуникабельная, грамотно, преподносила материал, в игровой форме проходили занятия. Ребенку нравилось! Но опять же это все индивидуально, и если малышу не нравится, лучше поискать другие занятия, толькоттогда можно достичь успеха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *